Банан, приклеенный к стене, продадут за миллион долларов. Это произведение искусства
Как сообщает The Guardian, инсталляцию Маурицио Каттелана в виде банана, приклеенного к стене выставят на аукционе Sotheby’s. За нее планируют выручить порядка 1-1,15 миллиона долларов.
Торги пройдут в Нью-Йорке 20 ноября. Победитель получит банан, рулон клейкой ленты и сертификат подлинности. Последний особенно важен, потому что без него никто не поверит, что эта оригинальная инсталляция. Строго говоря, она такой и не будет: через какое-то время банан обязательно испортится и его придется заменить на новый. Рулон клейкой ленты также рано или поздно закончится, поэтому придется покупать в хозяйственном магазине за несколько центов новый. И из оригинального останется только сертификат.
Более того, та инсталляция, что будет продана, уже «неоригинальна» (хотя к ней этот термин не применим). Дело в том, что впервые инсталляция была представлена в 2019 году на ярмарке «Арт-Базель» в Майами-Бич. Тогда работа, получившая название «Comedian» («Комедиант»), была представлена в трех экземплярах и предлагалась ценителям искусства по 120 тысяч долларов.
Но интересно другое: на этой самой ярмарке оригинальный банан был съеден другим художником — Дэвидом Датуной. Он съел один из экземпляров, назвав это перформансом «голодный художник». Банан ему очень понравился. Он заявил, что тот был очень вкусным, а инсталляцию от греха подальше оградили, чтобы другие художники не устроили у нее обеденный перерыв.
Похожий случай произошел на выставке в сеульском музее «Лиум». Южнокорейский студент-художник Но Хён Су, сорвавший банан со стены и съевший его, объяснил свой поступок тем, что был голоден, поскольку пропустил завтрак.
Но такие истории только подогревали интерес к уникальному произведению искусства, поэтому его популярность (как и оценки критиков о стоимости) только росли. Еще сильнее подогревал интерес автор инсталляции. Он буквально насмехался над высокой стоимостью «Комедианта», заявляя, что купил бананы за 30 центов (а продал каждый за 120 тысяч долларов).
Кто теперь хочет продать инсталляцию — неясно (их раскупили еще в 2019 году). Так, в 2019 году на ярмарке «Арт-Базель» один экземпляр «Комедианта» достался основательнице парижского бутика Colette Саре Андельман, еще один ― частным лицам Билли и Беатрис Кокс. На третий экземпляр было много претендентов, включая художника Дэмиена Херста, но в итоге работу получил Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Вполне вероятно, что имя продавца мы узнаем только 20 ноября, когда начнутся торги (либо не узнаем его вовсе).
Музеи вместо психотерапевтов: ученые утверждают, что искусство наполняет нашу жизнь смыслом
Играть в искусство: как гейминг взаимодействует с другими форматами развлечений