Россияне жалуются на отказы банков в обслуживании: они по ошибке попали в «черный список» ЦБ

Из-за действий мошенников клиенты банков потеряли возможность совершать операции.
Россияне жалуются на отказы банков в обслуживании: они по ошибке попали в «черный список» ЦБ
Unsplash

Добросовестные клиенты российских банков столкнулись с отказами в обслуживании. Выяснилось, что они ошибочно попали в базу Центробанка, где размещаются реквизиты мошеннических счетов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как сообщает РБК, о проблемах рассказали два источника в крупных российских банках. При этом наличие проблем подтвердили вице-президент Ассоциации банков России (АБР) Яна Епифанова и представитель ВТБ, отметило издание. Собеседники СМИ отметили, что сейчас идет разработка законодательного механизма, который позволит пресечь такие казусы.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О какой базе идет речь

Центробанк беспрерывно формирует единую базу, которая называется «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента». В нее вносятся данные о счетах, принадлежащих мошенникам, которые регулятор получает от банков и других операторов платежных систем. В реестре имеются сведения о плательщиках, получателях денежных средств, совершенных операциях и прочем.

Минувшим летом в России вступили в силу поправки в закон «О национальной платежной системе». В соответствии с ними банки обязаны блокировать перевод на счета, данные о которых имеются в «черном списке» ЦБ. Период блокировки составляет 2 дня. Если же банк перевел средства на подозрительный счет, ему придется вернуть клиенту похищенные средства — на это дается 30 дней после того, как пострадавший подал соответствующее заявление.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Сколько клиентов столкнулись с проблемой

По информации СМИ, на данный момент в базу ЦБ попало незначительное число легальных клиентов. Представитель ВТБ в разговоре с журналистами отметил, что подобные инциденты происходят после того, как персональные данные человека утекли к мошенникам. «Это создает серьезные проблемы для добросовестных клиентов, которые становятся жертвами чужих действий», — подчеркнули в банке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В АБР также подтвердили, что проблема пока не носит массовый характер. Епифанова отмечает, что клиенты банков могли стать жертвами схемы, при которой мошенники используют их паспортные данные для открытия электронных кошельков, куда переводят украденные деньги. В результате у пострадавших возникают проблемы — из-за нахождения в базах МВД и ЦБ они не могут совершать операции ни в одной кредитной организации.

В самом ЦБ отмечают, что риск необоснованного попадания в стоп-лист минимален. Представители регулятора пояснили, что вся поступающая от банков информация тщательно проверяется и включается в базу на основе определенных правил и алгоритмов. Регулятор системно взаимодействует с банками по этому вопросу и мониторит включение сведений о получателях средств, а при необходимости — «оптимизирует процесс пополнения» реестра.