Исследователи обнаружили новую композицию Моцарта: ее авторство было неизвестно столетиями
Как сообщает ТАСС, австрийский и немецкий ученые Пауль Дункан и Карстен Воллин определили автора композиции, которая ранее приписывалась неизвестному музыканту из окружения Вольфганга Амадея Моцарта. По новым данным, сочинение принадлежит именно великому композитору.
О композиции «Миланские вариации» было известно уже давно. У этой записи богатая история, она упоминается в тематическом указателе работ Моцарта, но считалось, что ее автором был музыкант из его окружения, потому что эта пьеса для фортепиано оценивалась критиками как «немоцартовская».
Был даже известен повод, по которому было написано произведение — свадьба в 1771 году в Милане эрцгерцога Фердинанда Карла с Марией Беатриче д’Эсте. 15-летний Моцарт по этому же поводу сочинил оперу «Асканий в Альбе». И авторство этой композиции никем не оспаривалось, вот насчет «Миланских вариаций» поклонники творчества Моцарта были не уверены. До сегодняшнего дня.
Исследователи внимательно проследи путь «Миланских вариаций». Они выяснили, что манускрипт с композицией подготовил венский писарь Йоханнес Трэг в годы жизни Моцарта. И этот факт оказался ключевым: Моцарт был жив, когда на свет появились «Миланские вариации». Потом пьеса оказалась в архиве коллекционера Гейнриха Эдуарда Йозефа фон Ланноя. А затем сменила еще несколько хозяев, прежде чем оказаться в Земельном архиве.
«Выводы немецкого ученого об авторстве привели не к кому иному, как к самому музыкальному вундеркинду восемнадцатого столетия: Вольфгангу Амадею Моцарту. Малоизвестная и, предположительно, ни разу не сыгранная в последние два столетия работа приходится как минимум на семилетний период, о котором неизвестно, чтобы Моцарт в это время сочинял пьесы для фортепиано», — сообщается в пресс-релизе к исследованию.
Судя по всему, все улики насчет авторства являются косвенными. И тем не менее, Моцарт — самый вероятный кандидат на роль автора. И то, что музыкальные исследователи считают эту пьесу «немоцартовской» еще раз доказывает гибкость мышления и гениальность творца: он мог работать в нетипичных для себя стилях, создавая нечто такое, что было не похоже на все, что он делал до этого. В том числе, он создавал пьесы, которые сложно связать с его личностью.
Впрочем, есть вероятность, что таким мягким определением, как «немоцартовская», исследователи намекали, что качество работы не соответствует масштабу личности композитора. Это косвенно подтверждается тем, что о «Миланских вариациях» знают уже много лет, но почему-то пьесу никто не играет. Видимо, она не очень привлекает современных музыкантов. У Моцарта есть вещи и посильнее (хотя неизвестно, что будет после подтверждения авторства).
Загадка Бетховена раскрыта: ученые выяснили, что могло повлиять на здоровье великого композитора
Умерла французская певица и актриса Джейн Биркин: ей было 76 лет