Мошенники стали чаще использовать дипфейки для обмана россиян: названы их самые популярные схемы
Мошенники стали в семь раз активнее использовать дипфейки, чтобы втираться в доверие к своим жертвам. Такая тенденция наблюдается во всем мире в целом и в России в частности. Какие схемы обмана с применением этой технологии сейчас наиболее распространены в нашей стране?
По данным The Wall Street Journal, количество случаев мошенничества с применением технологии deepfake, когда злоумышленники могут подменить голос или даже лицо человека, выросло на 700% за последний год. Первыми под удар попали банки и крупные компании. Это привело к тому, что финансовым организациям пришлось совершенствовать свое программное обеспечение, чтобы тщательнее идентифицировать клиентов.
Больше всего банкиров беспокоит то, что злоумышленники начнут массово использовать дипфейки для прохождения голосовой аутентификации, которая применяется для проверки клиентов и предоставления доступа к их учетным записям. Поэтому банки, которые уже столкнулись с этой проблемой, начали задавать владельцам счетов больше вопросов, чтобы убедиться, что звонят именно они.
Дипфейки стали популярны у мошенников, потому что появление нейросетей очень упростило их производство, отмечает главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов. В беседе с «Известиями» он пояснил, что сейчас для создания подделки достаточно иметь всего несколько образцов голоса или записей выступления человека. При этом, если речь идет о видео, нейросеть способна очень точно сымитировать мимику героя. Отличить копию от оригинала невооруженным глазом будет невозможно.
По словам Голованова, дипфейки чаще всего используются аферистами, чтобы заставить жертву поверить в легенду, созданную мошенниками. «Подделывают голосовые сообщения или видео знакомых жертвы. В таких сообщениях могут, например, просить человека срочно перевести деньги», — отмечает он.
Эксперт отмечает, что в последнее время распространяется схема, при которой преступники создают в Telegram аккаунты от лица руководителей различных компаний. С их помощью они пытаются обмануть сотрудников, вынуждая перевести на «левые» счета деньги или взять кредит. Для этого мошенники заранее собирают данные о фирме и ее персонале, используя в том числе слитые базы данных.
Одна из последних схем — использование голоса клиента банка для того, чтобы подтвердить вход в сервисы дистанционного банковского обслуживания или снять запрет на некоторые операции — например, на оформление кредитов. Нередко, подделав голос жертвы, преступники могут подтвердить и осуществить финансовую транзакцию — в результате клиент банка может остаться без средств на своем личном счете.
Как защититься от мошенничества с дипфейками
Чтобы не попасться на удочку мошенников, необходимо соблюдать осторожность во время общения в мессенджерах и тщательно проверять информацию, даже если она пришла от знакомых. Если вы получили звонок, голосовое или видео-сообщение с просьбой перевести деньги:
- обратите внимание на их качество — помехи в голосе, тишину на фоне, отсутствие междометий в речи;
- попросите собеседника в режиме реального времени покрутить головой из стороны в сторону, поднести руки к лицу или задайте внезапный вопрос с неочевидным ответом;
- проанализируйте просьбу — если собеседник просит что-то сделать в срочном порядке или пугает возможной ответственностью, лучше перезвонить ему по обычному телефону или в другом мессенджере.
Развод века: мошенник с помощью дипфейка обманул сотрудника крупной компании на 25 миллионов долларов
Мошенники в России стали чаще покупать записи голосов: как не стать жертвой голосовых дипфейков?