Что ждет российский авторынок в 2025 году: эксперты назвали три варианта
Российский автомобильный рынок ожидает спад в 2025 году. Так, по прогнозам аналитиков, продажи новых легковых автомобилей могут упасть на 10% – до 1,43 млн штук.
Такой базовый сценарий, основанный на анализе текущих рыночных тенденций и прогнозируемых экономических факторов, озвучил заместитель начальника отдела аналитики агентства «Автостат» Виктор Пушкарев.
Оптимистичный вариант предполагает сохранение объемов продаж на уровне текущего года – 1,59 млн автомобилей. Пессимистичный сценарий рисует более мрачную картину – падение рынка до 1,27 млн автомобилей (–20%). В агентстве также отмечают, что по итогам 2024 года рынок легковых автомобилей вырастет на впечатляющие 50% по сравнению с 2023 годом, а продажи в декабре составят 140-145 тысяч автомобилей.
В числе факторов, способствующих росту рынка, эксперты выделяют активное вливание денежных средств в экономику, рост денежной массы, который приводит к увеличению доходов отдельных категорий населения, а также маркетинговые усилия дилеров и производителей автомобилей. Однако рынок по-прежнему характеризуется большими товарными запасами, что может сдерживать дальнейший рост.
Негативными факторами, которые окажут давление на продажи в 2025 году, являются высокая инфляция, существенное повышение утилизационного сбора с 1 января, рост ставок по автокредитам и, как следствие, снижение их доступности, а также отсутствие официальных поставок автомобилей глобальных брендов.
Статистика продаж за ноябрь 2024 года показывает смешанную динамику. Продажи всех категорий транспортных средств выросли на 7% по сравнению с ноябрем прошлого года, однако сократились на 27% по сравнению с октябрем текущего года, составив 144,98 тыс. единиц. Продажи легковых автомобилей в ноябре упали на 29% по сравнению с октябрем – до 119,9 тыс. штук. Премиальный сегмент, занимающий 9% рынка, показал снижение на 3%, до 10,8 тыс. проданных автомобилей.
В свою очередь директор «Автостата» Сергей Целиков отметил влияние на продажи дорогих импортируемых автомобилей повышения утильсбора и выделил «Тойоту» как самый сильный бренд в массовом сегменте и BMW – в премиальном.
Напомним, с 1 октября утильсбор был проиндексирован в среднем на 70–85%, а с 1 января каждого следующего года ставка будет индексироваться на 10–20%.