Как растет стоимость поездки на такси? И почему с 1 сентября такси может подорожать еще в 8 раз?
Специалисты РБК проанализировали, как за 10 лет изменилась стоимость поездки на такси. Это интересная тема, потому что в 2013 рынок онлайн-агрегаторов такси только зарождался, а люди вызывали такси по старинке, часто переплачивали.
С приходом онлайн-сервисов ситуация начала стремительно меняться. Компании предлагали пользователям бонусы за регистрации, дешевые тарифы, а часто и бесплатные поездки в начале. На такси можно было кататься бесплатно.
Но даже без бонусов, стоимость поездки на такси была невысокой. Средняя цена 23 рубля за километр в 2013 году. За 10 лет цифра выросла на 10 рублей. Сейчас тот же километр обойдется пассажиру в 33 рубля. Что интересно: стоимость поездки сильно выросла за последние 2 года. Еще в 2021 за километр брали в среднем 25 рублей, а затем стоимость резко подскочила.
Вероятнее всего, резкий рост цен связан с лидирующим положением компании Яндекс на рынке такси. Uber стал частью компании, доля Ситимобил минимальна, китайский Didi ушел из России, не добившись успеха. Мелкие компании пропали еще раньше.
Компания захватила рынок, поэтому начала плавно поднимать стоимость поездок, чтобы зарабатывать на пользователях деньги. На заре становления рынка онлайн-такси, многие работали в убыток. Теперь же пришла пора считать прибыли. Однако в сентябре нас, вероятно, ждет еще одно повышение цен: на этот раз Яндекс не причем. Всему виной новый закон.
Что случилось?
1 сентября 2023 года в силу вступит обновленная версия закона о такси. В нем много новых ограничений. В частности:
- водитель не может работать, если у него больше 3-х непогашенных штрафов;
- человек не может работать в такси, если у него судимость за преступления насильственного характера;
- невозможна работа водителей без лицензии таксиста;
- не могут работать люди без официального трудоустройства, ИП или самозанятости.
Компания Maxim решила провести эксперимент и начала работу в соответствии с новым законом в нескольких городах страны. Результаты удручают: стоимость поездки выросла в 8 раз! По словам компании, лишь 5% водителей сервиса соответствуют всем требованиям.
Однако есть нюансы, о которых компания умалчивает. В частности, полем для экспериментов были выбраны небольшие города Приморского края. В таких местах менее внимательно относятся к соблюдению законов, поэтому такой дефицит таксистов понятен. Но едва ли в той же Москве, Петербурге и других крупных городах работают люди без ИП, самозанятости и лицензии.
Поэтому стоимость едва ли повысится в 8 раз, но ожидать рост в 2-3 раза можно, если компании не подготовятся к 1 сентября должным образом.