Джоб-хоппинг — новый тренд у россиян, который тревожит работодателей
Последние опросы показывают тревожную тенденцию среди россиян — в моду входит джоб-хоппинг. Как показывают исследования, каждый пятый россиянин меняет работу раз в 2-3 года и чаще, а это, как считает бизнес-эксперт и основатель Mozhenkov Progress Consulting Владимир Моженков, наносит существенный ущерб бизнесу, особенно малому и среднему.
«За последние два-три года многие сотрудники "прыгают" с работы на работу, иногда всего за 5-10 тысяч рублей прибавки. Они работают 3-4 месяца, уходят, и это создает серьезные проблемы для работодателей, — говорит Моженков. — Бизнес тратит ресурсы на их адаптацию и обучение, а те снова уходят. Перед наймом таких сотрудников я рекомендую внимательно изучать их резюме. Если за год у них значится 2-3 работы, лучше подумать дважды. При поиске нового члена команды на место уволившегося в течение короткого срока работы сотрудника компания теряет 15-20 его средних зарплат. Эти потери не заметны сразу, но ощутимы для бизнеса».
Джоб-хоппинг взялся не на пустом месте. Тенденция возникла из-за актуальной ситуации на рынке труда. Пусть на бумаге все выглядит замечательно — стремительный рост зарплат, рекордно низкая безработица, на практике ситуация вовсе не такая однозначная, как может показаться.
Рынку не хватает рабочих рук, поэтому работодателям приходится привлекать сотрудников высокими зарплатами. И россияне чувствуют, что их труд начал цениться и всегда найдется тот, кто заплатит за работу больше. Поэтому они без всяких сожалений увольняются, если на горизонте маячит предложение, где обещают даже на 5-10 тысяч рублей больше. Либо начинают шантажировать работодателя, что также заканчивается не очень здорово.
Текучка кадров обходится работодателям в 20-30% годового дохода. Например, в IT-сфере средний срок работы сотрудника в компании составляет 1,5 года, а в сфере продаж этот показатель и вовсе снижается до одного года. Джоб-хоппинг увеличивает нагрузку на бизнес, вынуждая компании вкладываться в рекрутинг, обучение новых сотрудников и решение проблем нехватки кадров.
К сожалению, решить эту проблему нельзя. Работники действуют рационально. Им нет дела до бизнеса, они преследуют свои интересы. И их интерес — высокий доход. Поэтому россияне выбирают компанию, где платят больше всего и безо всяких сомнений меняют ее на другую, когда на горизонте маячит выгодное предложение.
Джоб-хоппинг прекратится, когда реальные зарплаты перестанут расти так стремительно, а ситуация на рынке труда станет не такой напряженной. Но даже когда это случится, работодателям нужно помнить: россияне привыкли к высоким зарплатам. Трудиться за копейки они уже не станут.