В России могут вернуть диплом о неполном высшем образовании: зачем он нужен и кому поможет?
В России может быть восстановлена система неполного высшего образования, которая была создана еще в Советском Союзе и упразднена в России в 2007 году. По информации «Парламентской газеты», комитет Госдумы по науке и высшему образованию рассматривает возможность возвращения в законодательство понятий «неполное» и «незаконченное высшее образование».
По словам специалистов, инициатива поможет решить проблемы студентов, которые по разным причинам не смогли завершить обучение в вузе. Сейчас они получают лишь справку, которая не дает права на трудоустройство по специальности и при этом не позволяет продолжить обучение.
Сторонники возвращения неполного высшего образования, среди которых и ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Андрей Рудской, аргументируют свою позицию тем, что диплом о неполном высшем образовании даст возможность студентам официально подтвердить полученные знания и навыки и откроет доступ к рабочим местам, соответствующим уровню их подготовки.
«Кроме того, такой диплом позволит недоучившемуся студенту при желании в дальнейшем продолжить обучение в вузе и получить полноценный диплом о высшем образовании», — пояснил Рудской.
Проблема действительно актуальна для многих россиян, особенно среди молодежи. Так, по данным исследования сервиса «Яндекс Доставка», 40% курьеров в России имеют высшее или незаконченное высшее образование. При этом каждый шестой указал на свое экономическое или финансовое образование, а каждый десятый – на образование в сфере IT-технологий.
В свою очередь первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин подчеркнул, что возврат неполного высшего образования особенно актуален в контексте развития технологического суверенитета страны.
«Качественное образование – самый главный ключ для этого. А доучить бакалавра проще, чем выучить специалиста с нуля», — заметил Смолин.
На повестке дня и вопросы улучшения самой системы отбора в вузы. Так, тот же Смолин высказался за расширение учета индивидуальных достижений абитуриентов, особенно выпускников специализированных инженерных классов.
А директор физико-математического лицея №239 Максим Пратусевич предложил изменить правила приема так, чтобы русский язык не суммировался с баллами ЕГЭ по профильным предметам, а шел как зачет. Это, по его мнению, позволит будущим инженерам сдавать ЕГЭ как по физике, так и по информатике, что важно для их будущей профессии.
«Сейчас выпускники школ, чтобы поступить в вуз, должны сдавать три экзамена, при этом один из них обязательный – русский язык. И получается, что будущим физикам совсем необязательно сдавать ЕГЭ по физике, а химикам – по химии», — заключил Пратусевич.
В правительстве рассказали, кто заменит бакалавров в новой системе высшего образования в России
В России изменят структуру приема в вузы: как будет выглядеть новая модель высшего образования