В Подмосковье нашли странных чаек: они стали переносчиками грибов, устойчивых к антибиотикам

Ученые МГУ обнаружили связь между питанием чаек на мусорном полигоне и наличием у них грибов, устойчивых к противогрибковому препарату флюконазолу.

Исследование, проведенное учеными МГУ имени М.В. Ломоносова, выявило тревожную тенденцию.

Как сообщает ТАСС, сизые чайки, гнездящиеся на мусорном полигоне в Московской области, распространяют дрожжевые грибы Candida и Rhodotorula, устойчивые к флюконазолу – распространенному противогрибковому препарату.

ВОЗ заявила о стремительном распространении в мире супербактерии: она неуязвима для большинства антибиотиков

Минздрав признал антибиотики бесполезными при ОРВИ: чем теперь лечить простуду

Чем нельзя запивать антибиотики: врачи развеяли распространенный миф о приеме препаратов​​​​​​​

В центре внимания ученых оказались две колонии сизых чаек, ежегодно прилетающих в регионы средней и северной полосы России в конце марта – начале апреля и остающихся до первых осенних холодов. Одна колония гнездилась на озере в Мещерской низменности, питаясь традиционной для этих птиц пищей – рыбой, насекомыми и растениями. Вторая колония обосновалась на обширном мусорном полигоне, где основу рациона составляли пищевые отходы.

В течение семи месяцев, с апреля по октябрь, ученые с факультета почвоведения МГУ исследовали помет птиц из обеих колоний, используя традиционные микробиологические и современные молекулярные методы. Анализ показал, что доля патогенных дрожжей в помете чаек с полигона неуклонно росла в течение периода наблюдения: с 5,6% в апреле до 26,9% в октябре. В помете птиц из природной локации подобной динамики не наблюдалось.

«Обнаруженные в помете чаек с мусорного полигона патогенные дрожжи Candida и Rhodotorula оказались устойчивыми к широко применяемому во всем мире противогрибковому средству – флюконазолу», — отметила старший научный сотрудник лаборатории почвенной микробиологии факультета почвоведения Анна Глушакова.

Ученые связывают высокую долю патогенов в помете чаек с полигона с особенностями их рациона. «Мусорная» пища, богатая сахарами и жирами, создает благоприятную среду для размножения дрожжевых грибов, в том числе и устойчивых к лекарствам.

Тревога ученых обоснованна: опасность ситуации заключается в том, что чайки, мигрируя на большие расстояния, могут переносить опасные микроорганизмы, загрязняя окружающую среду и способствуя распространению устойчивости к антибиотикам. Это создает риски как для здоровья человека, так и для экологического благополучия.

Ранее Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сообщила о быстром распространении бактерии Klebsiella pneumoniae, устойчивой к большинству известных антибиотиков. Эта бактерия, способная вызывать пневмонию, менингит, инфекции мочевыводящих путей и другие опасные заболевания, уже обнаружена в 16 странах мира, включая США, Китай, Великобританию, Канаду, Японию, Индию и Иран.

Klebsiella pneumoniae изначально была устойчива к антибиотику ампициллину, который широко применялся для лечения бактериальных инфекций. Однако в последние годы, в результате неправильного и чрезмерного использования антибиотиков, бактерия приобрела устойчивость и к другим антимикробным препаратам, как к старым, так и к современным. Это делает лечение инфекций, вызванных Klebsiella pneumoniae, крайне сложным и не всегда успешным.