Забыли использовать подарочную карту? Юрист рассказал, как вернуть деньги
Подарочные карты стали неотъемлемой частью жизни россиян, став популярным способом поздравления на свадьбах, юбилеях и других торжествах. Однако, как показывает практика, не всегда удается воспользоваться картой в указанный на ней срок. И в таких случаях покупатели часто сталкиваются с отказом продавцов, которые не хотят принимать карты с истекшим сроком действия.
Как рассказал «Газете.ру» юрист и руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области Александр Хаминский, такие действия предпринимателей являются незаконными, и они могут быть привлечены к ответственности, вплоть до уголовной.
Эксперт пояснил, что многие покупатели не задумываются о юридических аспектах, связанных с приобретением подарочных сертификатов, а ведь они тоже обладают правами.
«В подавляющем большинстве случаев такие карты и сертификаты имеют срок действия, не превышающий полгода. По мнению продавцов, этого срока вполне достаточно, чтобы выбрать необходимый товар или услугу. Но на деле в силу разных обстоятельств гражданин может не уложиться в установленный срок, и, придя в магазин или сервисное предприятие, получает отказ в приобретении товара или предоставлении услуг», — рассказал он.
Юрист подчеркнул, что продавцы не могут просто так отказаться от использования карты или отказать в возврате средств. Подарочная карта в юридическом контексте — это авансовый платеж, который клиент делает в пользу продавца товаров или услуг. Согласно Гражданскому кодексу РФ, покупатель имеет право предъявить требования к продавцу в течение трех лет.
«Это значит, что в течение трех лет гражданин вправе как оплатить покупки по номиналу карты, так и вернуть ее, получив обратно деньги. Любые отказы со стороны продавца будут расцениваться как незаконное удержание чужих денежных средств», — отметил Хаминский.
Такие действия могут привести к серьезным правовым последствиям, включая уголовное преследование. «С точки зрения Гражданского кодекса это называется неосновательное обогащение, а Уголовного кодекса — мошенничество», — сказал эксперт.
Хаминский отметил, что, к сожалению, покупатели не всегда знают о своих правах, а недобросовестные продавцы могут использовать незнание закона в своих интересах, присваивая чужие деньги. Однако юрист подчеркнул, что обращение в правоохранительные органы или органы защиты прав потребителей быстро приводит к восстановлению справедливости.