Как пилоты Формулы-1 проводят последние часы перед гонкой? Они отрабатывают технику в виртуальном симуляторе
Еще несколько десятилетий назад гонщики Формулы-1 тренировались на реальном треке. Это было очень дорого и не очень эффективно. Игрокам из разных команд приходилось тренироваться вместе, либо подбирать неудобное время для тренировки, чтобы не мешать другим.
Но уже много лет, как на смену классическим тренировкам, пришли симуляторы. Они позволяют чемпионам тренироваться по 8-10 часов в сутки, не отвлекаясь на погодные условия, других гонщиков, не боясь травмироваться из-за нелепой случайности.
Теперь подготовка гонщика выглядит, как бесконечные часы в автосимуляторе. Как рассказывает Джеймс Урвин — старший инженер Williams Racing, симуляторы — важнейшая часть работы гонщиков Формулы-1. Если гонка проходит в воскресенье, уже в понедельник начинается подготовка к следующему заезду, а водитель выходит на работу — тренироваться в симуляторе.
Но это совсем не похоже на компьютерную игру. Симулятор полностью копирует болид гонщика. Учтена любая деталь, вплоть до силы, которую нужно приложить для нажатия педали. Такая дотошность нужна, чтобы во время реального заезда гонщик не растерялся, а действовал в автоматическом режиме.
Но это еще не все: трассы в симуляторе — это настоящее произведение искусства. Когда команда Формулы-1 приезжает на соревнование, первое, что делают инженеры — сканируют гоночный трек с помощью высокоточных лазеров. Это необходимо, чтобы трасса в симуляторе соответствовала реальному треку вплоть до миллиметра.
А как выглядит тренировка?
Гонщик не просто наматывает круги, стремясь достичь лучшего результата. Работа в симуляторе проходит под чутким контролем инженера. Их работа начинается около 9 утра и заканчивается в 18:00 или позже. При этом инженер постоянно записывает результаты, пытаясь найти оптимальную конфигурацию автомобиля: «У нас есть список наших базовых настроек. Например, жесткость пружин, уровень крыла, изменения геометрии — нам есть что проверить, чтобы увидеть, жизнеспособна ли наша конфигурация».
Задача инженера — подобрать такую конфигурацию настроек автомобиля, чтобы гонщик смог достичь лучшего результата. И речь идет о сотых долях секунды. Например, для гонки в Абу-Даби ключевым моментом являлась высота переднего и заднего крыла, влияющая на аэродинамику. Инженер с гонщиками проехали несколько кругов с крыльями разного уровня, чтобы увидеть, какая конфигурация сможет сократить время круга на сотые или десятые доли секунды.
Тем не менее, у симуляторов еще есть проблемы. В частности, еще ни в одном нет реалистичного изменения характеристик автомобиля из-за использования шин разных брендов. А ведь помимо этого на восприятия болида на трассе влияет еще и температура шин, которую также пока не удалось точно учесть разработчикам симуляторов.