Магнитные бури станут еще мощнее? Ученые выяснили, что солнечные вспышки могут быть сильнее, чем казалось раньше

Ученым удалось лучше понять природу солнечных вспышек с помощью длительных наблюдений.

В последний год только и разговоров об очередной вспышке на солнце и последующей магнитной бури. Кажется, что раньше ничего подобного не было, а активность на солнце была в разы меньше. Это заблуждение: в зависимости от цикла активность на солнце то возрастает, то уменьшается.

Но нынешняя ситуация все равно является несколько аномальной. Исследователи предполагали, что активность на солнце будет высокой, но ставили на то, что пик придется на 2025 год. Их сильно удивило количество магнитных бурь в 2024 году.

Мощная вспышка на Солнце: накроет ли Землю магнитная буря уже сегодня?

Человечество вымрет из-за радиации? При чем здесь вспышки на Солнце и магнитные бури

Мало не покажется: новый суперцентр на Солнце грозит Земле исключительно мощными вспышками​​​​​​​

Но благодаря исследованию ученых из Университета Колорадо в Боулдере и их коллеги из Департамента астрофизических и планетарных наук Калифорнийского университета в Боулдере, Национальной солнечной обсерватории (NSO) Национального научного фонда США (NSF) и Института солнечно-земной физики СО РАН, природа солнечных вспышек стала немного понятнее. В частности, исследователям удалось выяснить, что они могут быть значительно сильнее, чем казалось раньше.

Исследователи использовали солнечный телескоп Дэниела К. Иноуэ (DKIST) на Мауна-Кеа, чтобы изучить две небольшие поры на поверхности Солнца, которые были связаны с менее мощной вспышкой класса C. Они обнаружили, что эти поры вращались в неожиданном направлении, что позволяет предположить, что динамика атмосферы Солнца более сложна, чем считалось ранее.

Также в ходе исследования ученые выяснили, что солнечные вспышки происходят, когда накопленная магнитная энергия в атмосфере Солнца ускоряет заряженные частицы в окружающей плазме. Они могут нарушить работу спутников на орбите Земли, а также помешать работе радиоантенн и электронных сетей на поверхности. Поэтому учёные заинтересованы в том, чтобы узнать о них больше.

Новое исследование принципиально отличается от множества других тем, что ученые намеренно изучали небольшие пятна. Они смогли выяснить, что вращательные движения солнечных пятен, которые происходили во время сильных вспышек, характерны и для небольших пятен. А это означает, что прежние методы анализа солнечных выбросов неэффективны: даже малые пятна способны привести к буре и сбою оборудования на Земле или в космосе.

В целом, новые исследования никак не влияют на жизнь людей, но важны для будущей работы человека в космосе. Важно предсказывать мощные выбросы энергии заранее, чтобы избежать выхода из строя чувствительного оборудования. Прогнозирование космической погоды, которая влияет на всё в Солнечной системе до самого края гелиосферы, также важно для длительных космических миссий. Знания о вспышечной активности поможет снизить риск воздействия радиации на астронавтов, которые будут работать на Луне и Марсе.