Холодильники и кондиционеры рекордно подорожают. Чем вызван рост стоимости?
В ближайшее время цены на кондиционеры и холодильники могут серьезно вырасти. Это связано с тем, что Минприроды ужесточило требования к импорту продукции с хладагентами в Россию в рамках борьбы с разрушением озонового слоя Земли.
О новых требованиях к ввозу продукции с хладагентами (или холодильные агенты) министерство сообщило 8 октября. Они используются в кондиционерах и холодильном оборудовании и представляют собой фреон или смесь других газов с определенными характеристиками. Именно этот компонент отвечает за охлаждение воздуха, обеспечивая поддержание оптимального температурного режима.
Как оказалось, до 90% кондиционеров и до 50% холодильников не подходят под требования. Эту продукцию просто развернут на таможне, что может привести к серьезному дефициту этой техники на рынке. А дефицит всегда сопровождается мощным ростом цен. Это доказано на практике уже множество раз.
Есть и другая проблема. Теперь импортером будет сложнее и дороже лицензировать продукцию для поставок в Россию. А дополнительные финансовые расходы бизнес, как правило, перекладывает на потребителей. Поэтому даже если избежать дефицита удастся, цены все равно вырастут. Кажется, что это неизбежно.
«Мы ожидаем, что в ближайшее время количество поданных заявок на лицензирование серьезно возрастет. Их оформление со всеми лабораторными заключениями занимает три-четыре месяца», — прокомментировали в компании «Марвел-Дистрибуция».
Еще из неприятного: новые поправки затронут не только холодильники и кондиционеры, которыми пользуются люди, но и промышленные холодильные установки. Так, под ограничения попал фреон 410, который используется в 50% холодильников. А рост издержек на покупку промышленного оборудования, бизнес опять-таки переложит на конечного потребителя. А значит из-за холодильников могут вырасти цены и на другие категории товаров (но вряд ли значительно).
Уже сейчас нельзя ввозить без лицензии холодильники и кондиционеры, заправленные такими хладагентами, как R404A, R406A, R410A. Для свободного ввоза остаются изделия, заправленные хладагентами, не включенными в списки Минприроды, например R600 (n-бутан), R600А (изобутан), R290 (пропан).
Все эти запреты носят благую цель — борьба с разрушением озонового слоя Земли. Так, еще в 2020 году Россия ратифицировала поправку к Монреальскому протоколу о веществах, разрушающих озоновый слой, обязавшись уменьшать потребление гидрофторуглеродов, которые обладают высоким потенциалом глобального потепления: на 5% с 2020 года, на 35% с 2025 года и на 85% с 2036 года.
Уже тогда импортеры жаловались, что принятие поправок приведет к серьезному кризису на рынке. Тогда этого удалось избежать, но удастся сейчас в более сложных экономических условиях, чем раньше? Покажет только время.