Взять кредит на машину станет сложнее: что будет с авторынком после 1 июля
Российский авторынок летом 2024 года снова может попасть в «зону турбулентности». Дело в том, что с 1 июля в силу вступят решения Центробанка по ограничению автокредитования и повысятся надбавки к коэффициентам риска. Что это значит для водителей, насколько могут подорожать кредиты и приведет ли это к коллапсу в отрасли?
Новые правила ЦБ по автокредитам
Центробанк весной выразил обеспокоенность из-за резко возросших темпов автокредитования в России. Так, в 1-м квартале 2024 года количество выданных займов на покупку машин подскочило сразу на 53% по сравнению с таким же периодом прошлого года. Вместе с тем выросла и средняя стоимость автомобилей — по сравнению с 2022 годом, зимой 2023/2024 она увеличилась на 24% и составила 2,9-3 миллиона рублей.
В Банке России заметили, что среди оформивших кредит граждан немалое количество тех, у кого уже высокий показатель долговой нагрузки (ПДН) — то есть лиц, тратящих более 50% заработка на выплаты по займам. Поэтому регулятор решил ограничить рост кредитования: с 1 июля будут действовать повышенные надбавки к коэффициентам риска для заемщиков с высоким ПДН.
Кого затронут нововведения
Однако в итоге новые правила коснутся вообще всех клиентов банков, решивших взять кредит на машину. Газета «Известия» приводит слова вице-президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексея Григорьева, который отмечает, что финансовые организации будут вынуждены поднять ставки по автокредитам на 1,5-2%. «На машины с пробегом мы ожидаем ставки 22-27%, а на новые 19-24%. Особенно остро прочувствуют такие изменения потенциальные клиенты, планирующие взять займ на б/у автомобиль», — сказал он.
Заемщики с предельным показателем долговой нагрузки, полагает эксперт, начнут получать массовые отказы по выдаче кредитов — для них будет установлен «стоп» уже на начальной стадии рассмотрения заявки. Вся ситуация в целом приведет к снижению числа одобренных автокредитов примерно на 10%, прогнозируют в ассоциации. Это повлечет за собой и снижение продаж транспортных средств.
Впрочем, участники уже начали готовиться к нововведениям. Заместитель гендиректора по финансовым сервисам ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Жанна Специальная обратила внимание, что несколько банков уже используют «динамическую процентную ставку» — когда нет фиксированного тарифа, а выплаты назначаются клиенту индивидуально после заполнения анкеты.
В группе компаний «Альфа-Лизинг» полагают, что долговая нагрузка может быть снижена за счет увеличения срока займа. При этом в ГК полагают, что снижение количества выданных займов не достигнет прогнозируемых 10%, так как банки найдут способы поддержать спрос на автокредитование.
Сколько лет россияне выплачивают кредит за автомобиль? Большинство предпочитают максимальный срок
Почему не стоит досрочно гасить кредит и ипотеку: перечислены «подводные камни»