«Живое» архитектурное наследие Ф.О. Шехтеля глазами реставраторов
Сознательная жизнь и творчество замечательного мастера связаны по преимуществу с Москвой. Здесь находятся постройки, принесшие автору известность и определившие его вклад в историю не только русской, но и мировой архитектуры. МХТ им. А.П.Чехова, городская усадьба Морозовых, особняк С.П.Рябушинского, Скоропечатня Товарищества А.А. Левенсон, доходный дом Строгановского училища, здание Ярославского вокзала – вот только несколько из них, хорошо знакомых москвичам.
Расскажите о работе архитектор-реставратора. Какие архитектурные объекты из наследия Ф. О. Шехтеля вы восстанавливали?
Николай Кайтмазов: Работа архитектора-реставратора очень кропотливая и требует проведения масштабных исследовательских работ, включающих изучение документальных источников и натурное изучение сооружения. При реставрации исторических зданий специалисты компании осуществляют приспособление этих памятников культуры к современному использованию.
Современная реставрация – это не только наука, имеющая свою научную методику, но и область искусства. Архитектор-реставратор, как любой ученый и художник, должен обладать сильно развитой интуицией и творческим воображением.
Архитектурно-строительная компания «Ленполпроект» была создана 36 лет назад, в 1989 году. Первый заказ специалисты нашей компании выполнили в 1997 году, и с тех пор нас привлекают к работе с такими шедеврами, как доходный дом Строгановского училища.
Реставрация памятника архитектуры федерального значения «Доходный дом Строгановского училища» в Москве – одна из самых значимых работ вашей компании. Расскажите, пожалуйста, подробнее, об этом.
Тарас Кайтмазов: Мы проводили реставрацию в 2016 году. Своими работами завершили комплекс доходного дома, который достраивался в 1930-х годах.
К сожалению, исторических документов с приходом советской власти стало значительно меньше, и получить информацию об этом периоде нам помогли, отчасти, даже народная молва и архивы совсем не исторического характера.
Были восстановлены парапет, идущий по всему дому, и пинакли по углам дома. А также выполнено приспособление чердачного пространства под современное использование.
Чем примечателен этот памятник архитектуры?
ТК: Когда детально изучаешь творчество Шехтеля, всегда вызывает грусть отсутствие прямого общения с этим величайшим техником архитектуры. Доходный дом Строгановского училища (Мясницкая ул., 24/1), спроектированный и построенный Шехтелем, один из лучших образцов многофункционального здания рационального модерна начала ХХ века.
Возводился в период 1904 – 1906 гг. Участок земли, на котором расположено здание, ограничен Мясницкой улицей, Банковским и Кривоколенным переулками. Комплекс выполнен в форме трапециевидного каре, разомкнутого в сторону Банковского переулка.
Таким образом архитектору удалось избежать образования глухого колодца и обустроить двор для отдыха жильцов. Конструктивное решение доходного дома стало новаторским для тех лет – в нем железобетонный каркас сочетался с кирпичной кладкой. Использование каркаса обусловило композицию фасадов здания, построенных на взаимодействии вертикалей и горизонталей.
При этом четкий ритм вертикалей обыгран на каждом из фасадов по-новому. Широкая горизонталь карниза объединяет протяженные фасады в единый блок и придает зданию компактность. Вторящие карнизу горизонтали первого и второго этажей выделяют окна жилых помещений. Жесткость геометрических объемов здания смягчена приемом скругления углов.
Украшают фасады дома оригинальные майоликовые вставки и панно, выполненные будущим художником-декоратором Федором Федоровским, на тот момент студентом Строгановского училища. Над входом во внутренний корпус на майоликовой вставке изображена монограмма Императорского Строгановского училища.
Цокольные помещения здания обустроены витражами со специальными стеклами, обрамленными коваными чугунными решетками.
Благодаря преломляющей способности таких стекол, днем помещения в подвале были освещены ярким уличным светом. Это давало возможность полноценно использовать данные помещения, и размещать в них не только склады. (Сейчас эти стекла переданы в качестве экспонатов в Музей Москвы).
Хотел бы отметить способность Шехтеля грамотно применять существующие инженерные новинки и самостоятельно придумывать и разрабатывать новые детали конструкции, делающие здание максимально функциональным, способным эксплуатироваться долгое время без дополнительных затрат.
Здание доходного дома Строгановского училища построено без особых архитектурных изысков, но с мощным инженерным, продуманным до мелочей, внутренним наполнением.
Какова история дома, какие городские легенды с ним связаны?
ТК: История этого доходного дома подробно описана во многих энциклопедия и справочниках.
Поэтому расскажу то, что не все знают.
- В одной из квартир в этом доме после экспроприации разместили приемную Льва Троцкого.
- В 1930 году в цоколе, по приказу Сталина, был размещен завод «Арарат». Возможно, на принятие такого решения повлияла территориальная близость к зданию Армянского посольства.
- Под потолком был собран хрустальный трубопровод и были привезены огромные дубовые бочки. Коньяк цистернами привозили из Еревана на Мясницкую и сливали через трубопровод в бочки для купажа и розлива. Остатки бочек и стеклотары до сих пор сохранились в цокольном этаже.
- До 1953 года на фасаде по улице Мясницкой были балконы. Но во время проведения траурной процессии ( похороны Сталина) с балконов упали люди, и после этого балконы срезали.
- Символично, что с 1963 г. в здании разместилась редакция «Наука и жизнь».
- За время существования памятника, его функционал менялся несколько раз. Во времена Шехтеля в цокольном этаже, согласно замыслу архитектора, размещались торговые ряды, ресторация, подсобные помещения и склады. Затем, как упоминалось выше, помещение было приспособлено под коньячный завод.
- В настоящее время там – современное пространство, с большими восстановленными витражами из гжельского стекла, выполненными тульскими мастерами, с отреконструированными чугунными решетками, с новыми внутридомовыми инженерными сетями и великолепной исторической атмосферой.
Ф.Шехтель считается одним из ярких представителей стиля модерн в архитектуре. Какие, на ваш взгляд, особенности присущи его творческой манере?
ТК: По моему мнению, Шехтель сформировался, как архитектор, немного раньше бума модерна. В определенные периоды творчества он одинаково успешно работал в стилях эклектики, готики, русского стиля, неоклассицизма и гениально умел их соединять и интерпретировать.
Ну и, конечно, в его постройках ярко прослеживаются характерные черты модерна: функциональность, богатство декора, многофасадность и асимметрия. Последние обусловлены тем, что проектирование идет изнутри-наружу. Т.е. сначала проектируется внутреннее расположение помещений, и уже оно диктует внешнюю форму сооружения.
Шехтель свободно располагал здания на участке. А разнофасадность обнаружила новую тенденцию, которая предполагала не линейное передвижение зрителя по улице, а круговой обход здания.
Шехтель видел масштабно, каждая его работа представляет собой единый ансамбль, в котором гармонично перекликаются даже мельчайшие элементы. Планировка здания продумана и целесообразна. Тщательно проработаны и со вкусом подобраны все детали интерьера, освещение, декор.
Те шедевры, которые создавал архитектор, были выполнены им виртуозно и с «опереточной» легкостью, что говорит о его огромном таланте.
С какими известными людьми своего времени был знаком Ф.Шехтель?
ТК: Талант архитектора ценили и в России, и за рубежом, где о творчестве Шехтеля знали благодаря целому ряду международных выставок. Поэтому круг знакомых зодчего был очень широк.
Знакомство с Павлом Третьяковым, близость к этому дому, безусловно, стала определяющей в становлении личности Шехтеля и выборе им будущей профессии. Знакомство могла организовать либо мать зодчего, работавшая экономкой в семье Третьяковых, либо Каминский, женатый на урожденной Третьяковой.
В годы учебы в училище Федор Шехтель познакомился и подружился со своими однокурсниками Исааком Левитаном и Николаем Чеховым. Теплые дружеские отношения сложились потом и с Антоном Чеховым, младшим братом Николая. Молодые люди много общались, делились новостями, вместе посещали балы, устраивали дружеские кутежи. Николая Павловича Чехова Шехтель часто привлекал к работе, как художника.
Для Антона Павловича Шехтель иллюстрировал рассказы и исполнил обложку для одного из ранних изданий сборника «Пестрые рассказы». В одном из писем А.П.Чехов назвал Шехтеля «Талантливейшим из всех архитекторов мира!».
Дружба с братьями Чеховыми продолжилась и после женитьбы Шехтеля, когда он стал уже достаточно состоятелен, как финансово, так и как архитектор. При жизни А.П.Чехова Шехтель безвозмездно выполнил проект перестройки здания бывшего театра Лианозова для Московского Художественного театра.
А данью памяти друга стал еще один безвозмездный проект – здание библиотеки-музея А.П.Чехова в Таганроге.
Саратовским земляком Шехтеля был Михаил Врубель. В детстве мальчики не были знакомы. Но их пути потом пересекались не раз. Шехтель и Врубель встретились уже в Москве. Их сотрудничество продолжалось несколько лет.
Отдельно стоит упомянуть о знакомстве Шехтеля с семьей Морозовых, члены которой делали у него заказы на строительство несколько раз. Особняк Саввы Тимофеевича и Зинаиды Григорьевны Морозовых на Спиридоновке в Москве – знаковое сооружение периода «готики».
Проект именно этого дома на более чем 600 листах в свое время стал для аттестационной комиссии веским основанием к выдаче Шехтелю Свидетельства на право производства строительных работ.
Какие работы Шехтеля можно назвать особенно значительными?
ТК: Например, городская усадьба Морозовых, особняк С.П.Рябушинского, здание Ярославского вокзала, МХТ им. А.П.Чехова, представляющие разные периоды творчества архитектора. Наиболее близок, лично мне, доходный дом Строгановского училища.
Делается ли сейчас что-то для сохранения архитектурного наследия великого зодчего?
НК: Делается, но хотелось бы больше. Городские власти ремонтируют фасады и улицы, немного достается и внутренним дворам. Но восстановление исторических зданий обходится очень дорого. Компания «Ленполпроект», в основном, работает с частными инвесторами. Их бережное отношение к своей собственности вызывает уважение.
Чаще всего они и поддерживают нас, когда речь заходит о реставрации и восстановлении. Надеюсь, с течением времени число людей, понимающих важность вклада в сохранение культурного наследия, будет больше.
Приведу цитату из доклада Ф.О. Шехтеля во Вхутемасе: «Любовь все побеждает. Любя искусство, мы творим волшебную сказку, дающую смысл нашей жизни».