Как прошел ежегодный фестиваль «Автокультура»
Экспозиция
На одной площадке были собраны более 170 экспонатов. В парке среди зелени, скульптур и атмосферы настоящего творчества поклонники редких машин и все те, кто не равнодушен к автомобильной культуре, познакомились с уникальными автомобилями и мототехникой. Гостей встречала уникальная полная коллекция роторных Mazda в кузове купе из 13 автомобилей, которая охватывает период с 1967 по 2013 годы и демонстрирует уникальный путь японского автопроизводителя, сделавшего ставку на инновационный двигатель Ванкеля и, несмотря на сложности, смог добиться успеха.
Экспозиция «Автокультуры» блистала, притягивающими взгляд не только красным цветом, но и своим обликом, состоянием и сохранностью — Ferrari Testarossa и Lamborghini Diablo. В нестандартном белом цвете была представлена нарядная Ferrari 550 Maranello. Настоящими звездами выставки стали классический Mini с раллийными нотками — единственный в России в такой модификации и комплектации; редчайшая Honda NSX в заводском состоянии; «Отец отечественных», дающий фору самым оснащенным и дорогим современным – ЗиЛ; крохотный, но до безумия необычный Autozam AZ-1; Nissan President — «Такой только у нас и у Леонида Брежнева»; BMW Z8 — заслуженно входит в самые верхние строчки самых красивых авто в мире и является ценностью у коллекционеров всего мира; Porsche «воздушной эпохи», которые тематично расположились в одном из самых доступных глазу мест — у Новой Третьяковки; ослепительный Mercedes W111; шведская Volvo 1800S, которая поразила гостей мероприятия своим состоянием и одновременно нежным кремовым цветом и массивным величием форм. Зоной – жемчужиной стала коллекция важного для российской автомобильной культуры человека — Андрея Паньковского, участника ретрогонок на выносливость Mille Miglia: Alfa Romeo RL Super Sport, Riley Brooklands, Lagonda LG45, Riley Sprite, Jaguar XK120, Bandini 750 Sport
Автокультурный лекторий: 3 дня, 16 сессий и более 30 спикеров
По традиции, особое внимание на фестивале было уделено образовательной программе. Коллекционеры редких автомобилей, авторитетные эксперты, дизайнеры автопрома и представители школ автомобильного дизайна, известные журналисты и блогеры собрались вместе и стали участниками Автокультурного лектория. В формате живых тематических дискуссий спикеры предложили гостям взглянуть на автомобиль как на предмет искусства с различных сторон: искусство дизайна и инженерии, авангард в автопроме, автомобиль как отражение культурного кода эпохи, эстетика редких экземпляров. Ведущими лектория выступили Андрей Золотов, главный редактор журнала Robb Report; Антон Ширяев, заместитель главного редактора журнала Robb Report, комментатор автогонок; Мария Мельникова, автоспортивный журналист, обладатель двух рекордов скорости; Сергей Знаемский, автомобильный журналист и блогер.
В этом году было принято решение расширить наполнение лектория темами, связанными не только с автомобилем, но смежными направлениями. Сессия журнала Men Today была посвящена автомобилю в поп-культуре и помогла по-новому взглянуть на автомобиль в контексте творчества и вдохновения известных деятелей музыки, кино и современного искусства. Главный редактор Антон Иванов поговорил с музыкантом и продюсером Дмитрием Ашманом и фотографом Алексеем Сулима о влиянии и присутствии автомобиля в творчестве будь то кино, музыка или фотография. Андрей Моторов, главный редактор motor.ru и Антон Ширяев поделились своими мыслями о влиянии ар-деко на автомобильный дизайн. Не менее интересной также стала сессия Андрея Золотова и директора завода «Ракета» Дэвида Хендерсон-Стюарта, посвященная часам и автомобилю.
Среди автомобильных тем: гонки классических машин за рубежом; главные принципы и распространенные ошибки коллекционирования; национальные школы дизайна: миф или реальность; концепт кары: зачем они были нужны и почему уходят в прошлое; арт-кары и концепт-кары. Своим опытом участия в мировых гонках, коллекционирования и экспонирования поделились Андрей Паньковский, Председатель комитета классических автомобилей РАФ; Глеб Рачко, основатель компании OldtimerCars; Юлия Карнаева, Автомузей «Игора Драйв».
О дивном мире дизайна в автопроме рассказали Владимир Пирожков, автомобильный дизайнер (Citroën, Toyota); Сергей Знаемский; Сергей Рыков, создатель и руководитель детского центра автомобильного дизайна в Политехническом музее; президент Mercedes-Benz Classic Club Russia Алексей Прупес; Игорь Асанов, автомобильный блогер и историк; Максим Кадаков, главный редактор журнала «ЗаРулем»; редактор раздела автоспорт на портале Дром Мария Мельникова; Сандра Ковальски, известная художница, создательница гоночного арткара для «Евронаскара»; Сергей Мальцев, организатор фестивалей «Байкальская миля», «Балтийская миля» и Арт-галереи «Арт-мобиль»; Дмитрий Кравченко, куратор Школы автомобильного дизайна в Санкт-Петербурге. Кроме того, гостям лектория было предложено окунуться в историю транспортного дизайна и ответить на вопрос почему Италия — законодательница моды не только в мире моды, но и в дизайне автопрома.
Помимо экскурса в историю различных автомобильных брендов и эпох в автопроме, для слушателей лектория была предложена и практическая сессия. Георгий Божедомов, эксперт компании Pirelli, поговорил об искусстве безопасной езды, о том, как шины влияют на безопасность и на производительность автомобиля, ответил на вопросы, как выбирать шины, на что обращать внимание и как правильно их хранить.
Активности для гостей фестиваля
На мероприятиях фестиваля гости получили уникальную возможность обмена опытом и из первых уст узнали о последних трендах. Детский центр автомобильного дизайна при Политехническом музее пригласил юных гостей и их родителей на специальный мастер-класс. В 2021 году под руководством экспертов центра участники собрали из картона модель Bugatti Type 35, в 2022-м — Lamborghini Countach. В этом году выбор пал на Lancia Stratos Zero. Его называют главным концепт-каром 1970-х. Юные конструкторы смогли поучаствовать в создании полноразмерного макета Lancia Stratos Zero. На мастер-классе дети узнали ещё больше фактов об этом суперкаре и других автомобилях, в том числе из коллекции Политехнического музея. Также ребята познакомились с тонкостями дизайна и конструирования транспортных средств, а ещё смастерили собственные небольшие картонные «Стратос», которые смогли забрать с собой на память. Занятия провели руководитель Детского центра автомобильного дизайна Сергей Рыков вместе с преподавателями центра.
Специально для развлекательной программы фестиваля из Санкт-Петербурга приехала команда Школы автомобильного дизайна, которая провела свою самую масштабную программу. За 3 дня мероприятия в конкурсе рисунка приняло участие практически 200 человек. Гости могли принять участие в скетч-баттле, который был посвящен бренду Москвич. Нужно было придумать, как могут выглядеть эти автомобили в будущем. Тематика была выбрана неспроста. Рядом с шатрами развлекательной зоны расположились исторические модели советского автопрома, среди которых были и Москвичи. Конкурс сопровождался мастер-классами и лекциями о дизайне. Кроме того, гостям фестиваля были предложены авторские экскурсии от журналистов Антона Ширяева, Сергея Знаемского и Михаила Конончука.
Арт-зона
В 2023 году фестиваль предложил взглянуть на автомобиль как на предмет искусства с различных сторон: искусство дизайна и инженерии, авангард в автопроме, автомобиль как отражение культурного кода эпохи, эстетика редких экземпляров и многое другое. Помимо уже узнаваемых элементов «Автокультуры» в этом году наполнение фестиваля было расширено АРТ зоной, которую художники и начинающие дизайнеры смогли превратить в настоящую выставку под открытым небом. Жемчужиной творческого направления экспозиции стал арт-объект на набережной Музеона в зоне «Капля». Гигантские очки предлагали всем прохожим взглянуть на мир глазами коллекционера и погрузиться в атмосферу и уникальный мир редких автомобилей.
Следующая большая выставка «Автокультура» пройдет в рамках фестиваля GARAGE FEST Игора Драйв 5 и 6 августа в городе Санкт-Петербург.