Русский след: выдающиеся истории и отечественные достижения, о которых вы могли не знать
Расшифровать письменность майя, сидя на кафедре в России? Вызов принят!
Молодой советский этнограф Юрий Кнорозов был буквально очарован всем, что связано с исчезнувшей цивилизацией майя. Особенно сильно его интересовала письменность, которую на тот момент не удалось расшифровать никому в мире. Ученый решил взяться за дело сам, но вот беда: проводить исследования в полевых условиях (то есть на родине майя — в Латинской Америке) он не мог. История разворачивалась в начале 50-х годов прошлого века, а обстановка в то время не очень располагала к путешествиям за рубеж. Однако Кнорозова это не остановило: вооружившись книгой католического проповедника Диего де Ланде, в которой приводились некоторые знаки майя, он начал сверять их с другими источниками, чтобы символ за символом воссоздать, а затем и дешифровать древний алфавит. И ему это удалось! За выдающуюся исследовательскую работу Кнорозов не только получил докторскую степень, но и приобрел репутацию гения и надежды страны. При этом сам этнограф не переставал иронизировать. «Я — кабинетный ученый. Чтобы работать с текстами, нет необходимости скакать по пирамидам», — говорил он.
Сладкая конспирация для маршала Победы
Все привыкли видеть Кока-Колу темного, карамельного цвета. Но однажды всемирно известный бренд нарушил традицию и выпустил партию бесцветной колы. Как вы уже наверняка догадались, в деле опять был замешан наш соотечественник — и ни кто иной, как маршал Георгий Жуков собственной персоной. Великому полководцу были не чужды простые человеческие удовольствия — однажды попробовав Кока-Колу по совету заокеанского коллеги Дуайта Эйзенхауэра, военачальник по достоинству оценил вкус этого напитка и стал его большим поклонником. Но, будучи персоной публичной, пить Кока-Колу в общественных местах Жуков не мог — подобный шаг рассматривался бы как поклонение символу американского империализма, с которым в то время у нас активно боролись. Поэтому маршал попросил американцев сделать Кока-Колу
бесцветной, чтобы напиток стал похож на идеологически правильную водку или минеральную воду. Жукову пошли навстречу: производитель изготовил экспериментальную колу без красителей, разлил ее в немаркированные бутылки с красной звездой на крышке и отправил первую партию в СССР. Неизвестно, получил ли Жуков посылку или нет, по некоторым сведениям, речь идет о минимум 50 ящиках маршальской колы.
Праздник к нам приходит... с опозданием
Импровизировать на ходу, чтобы найти выход из безвыходной, казалось бы, ситуации — это настоящее искусство. В очередной раз оно пригодилось новогодней ночью 1992 года, когда президент России Борис Ельцин не смог выступить перед телезрителями с новогодней речью. Прерывать традицию, заложенную еще при Брежневе, казалось немыслимым, поэтому было найдено изящное решение: вместо президента россиян поздравил сатирик Михаил Задорнов. Многие жители страны нашли этот жест символичным и подходящим моменту, и даже тот факт, что Задорнов увлекся и окончил свою речь в 0:01 (то есть уже после наступления Нового года), в контексте ситуации смотрелся как нечто само собой разумеющееся.
Буря в стакане, или как компьютерная игра из России завоевала весь мир
Помните легендарную игру Тетрис? Вещевые рынки 90-х остались бы без своего главного хита, если бы не талант сотрудника вычислительного центра при Академии наук СССР Алексея Пажитнова, который фактически стал первым в нашей стране гейм-дизайнером. В изобретенный им Тетрис можно было играть на обычных дискетах, копируя файл с устройства на устройство. Игра была простой и бесплатной — неудивительно, что она моментально распространилась по всей стране. Тетрис привлек внимание и западных компаний. Уже в 1988 игра появилась на Западе, где стала даже популярней, чем на родине. Стремясь подчеркнуть ее происхождение, зарубежные игроделы добавили в Тетрис немного «клюквы» — на экране появились характерные «коммунистические» зарисовки, а в качестве музыкального сопровождения были выбраны русские народные песни вроде «Калинки-малинки» и «Эх, ухнем!». Так игра стала полноценным коммерческим продуктом. За все время тетрис разошелся тиражом в 495 миллионов экземпляров.
Не Максимилиан Факторович, а Макс Фактор
Подиум, освещенный софитами, фотографии в глянцевых журналах, лоск фэшн-индустрии — именно такие ассоциации зачастую возникают при упоминании бренда Max Factor. И далеко не все знают, что за именем его создателя Макса Фактора скрывается Максимилиан Факторович, выходец из Российской империи, в прошлом работавший гримеров в Большом театре и специалистом по косметике при дворе Николая Второго. В 1904 году Максимилиан эмигрировал в США, где открыл собственный бизнес. Изначально его компания специализировалась исключительно на гриме для кинофильмов — в частности, именно она поставила
600 галлонов светло-оливкового грима для съемок фильма «Бен-Гур: история Христа». Позже Fax Factor захватит и косметический рынок, а сам Макс Фактор будет назван «отцом современной косметики». В честь Макса Фактора также заложена звезда на голливудской «Аллее славы».
Еще больше исторических фактов о России и выдающихся личностях, прославивших нашу страну на весь мир, вы можете узнать, послушав новый документальный подкаст «Истории о нас» от телеканала HISTORY. Включайте бесплатно — эксклюзивно на MEGOGO!