Эффект Даннинга-Крюгера: почему мы не замечаем свои ошибки и чем это опасно?

Часто мы думаем о себе лучше, чем стоило бы.
Эффект Даннинга-Крюгера: почему мы не замечаем свои ошибки и чем это опасно?
freepik.com
Эффект Даннинга-Крюгера был открыт учеными в конце прошлого века.
Содержание статьи

В чем суть эффекта Даннинга-Крюгера?

Впервые с позиции науки этот феномен описали психологи Корнеллского университета Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер. В 1999 году они выпустили статью «Неквалифицированные и не понимающие этого: как трудности в распознавании некомпетентности ведут к раздуванию самооценки». Ученые проводили тесты на юмор, грамматику и логику, в которых испытуемые показали, что сильно переоценивают себя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
pexels.com

Эффект Даннинга-Крюгера представляет собой когнитивное искажение. Оно выражается в том, что люди с низкой квалификацией часто принимают неверные решения. И это нормально, ведь многое приходит с опытом. Однако в силу маленького опыта эти люди не замечают ошибок, что приводит к появлению завышенных представлений о собственных способностях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эффект проявляется в том, что люди с низким потенциалом склонны переоценивать свои возможности. Это означает, что некоторые люди слишком глупы, чтобы понять, насколько они глупы. А способные люди полагают, что они ничем не лучше других, и остальные обладают такими же талантами.

Как это проявляется в жизни?

В качестве одного из примеров эффекта Даннинга-Крюгера можно привести соревнования по вольной борьбе. Зрителю, который не имеет никакого представления об этом спорте, возня участников, их попытки провести болевые приемы и удушающие, покажутся бессмысленными. Он даже не поймет, почему в поединке победил тот или иной борец. Несмотря на это, многие могут ошибочно посчитать, что во всем разобрались, и начать высказывать суждения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
pexels.com

Чаще всего психологи приводят случай, который и вдохновил Дэвида Даннинга и Джастина Крюгера на исследования. В 1995 году некто Макартур Уилер решил ограбить несколько банков в Питтсбурге. Для того, чтобы его лицо не попало на камеры, Уилер намазал лицо лимонным соком. Его логика была проста: лимонный сок используют как невидимые чернила, которые проявляются только под воздействием тепла. Именно поэтому Уилер и полагал, что камеры его лицо не зафиксируют. Естественно, грабитель ошибался и был пойман.