Как понять по лицу, что собеседник вам лжет?
Чтобы проиллюстрировать, что общение — это не только слова, мы приведем широко известный пример: телефонный разговор. Насколько чаще случается не понимать друг друга при невозможности смотреть на собеседника! Казалось бы, все слова сказаны, все проговорено не по одному разу — но снова и снова чего-то не хватает. Нам кажется: вдруг человек по ту сторону телефонной линии лишь делает вид, что серьезен, а на самом деле едва сдерживает смех, зевает от скуки или еще что-нибудь в таком роде?
Еще хуже дело обстоит с общением по переписке, когда мы не только не видим собеседника, но даже не слышим интонаций его голоса. Ситуацию отчасти спасают смайлики, неизменный атрибут сетевого эпистолярного жанра, но и они по большому счету не то. Ничто не заменит возможности видеть человека, слышать его, а при необходимости дотронуться и убедиться, что он настоящий.
Существует наука, занимающаяся невербальными компонентами коммуникации, есть и прикладные наработки, которыми может воспользоваться любой желающий. А некоторым людям способность видеть, что находится по ту сторону слов, дана от природы.
Научная невербалика
Называется упомянутая наука паралингвистикой, она возникла на рубеже 1940−1950-х годов в США. Предмет ее интереса в настоящее время — комплекс явлений, представляющих собой часть человеческой коммуникации, но невербализуемых. Пусть вас не пугает сомнительная приставка «пара»: в данном случае она обозначает «около, рядом», то есть, по сути, мы исследуем явления, находящиеся близко к лингвистике, но не входящие в сферу ее изучения.
Еще в 1930-х советский лингвист Николай Юшманов начал исследования различных звуковых средств, обогащающих речь, но не передающихся (или передающихся лишь приблизительно) с помощью фонем языка. Он назвал эту область «экстранормальной фонетикой». К ней относятся всевозможные хмыканья, покашливания, присвистывания, междометия и звукоподражания, а также смех. На первый взгляд оно кажется несерьезным, но на самом деле все это код, несущий не меньше информации, чем собственно язык: мы куда чаще используем «неа» (которое на самом деле что-то вроде «м-м»), «угу» и «ага» вместо «да» и"нет», мы произносим что-то похожее на «хм-м-м...», когда хотим сообщить, что нам нужно время подумать, а в смешки, всевозможные «ха-ха», «хе-хе» и «хи-хи» можно вложить бездну смыслов, равно как и в междометия вроде «о-о...», «у-у...», «ы-ы...».
Другое направление, которым занимается паралингвистика, — это фонационные особенности речи — то, как именно люди произносят слова. К средствам этой категории относятся интонация, тембр, громкость, скорость и внятность произношения, голосовые акценты отдельных слов и т. п. Одну и ту же фразу можно произнести так, что она будет иметь противоположные значения.
Еще одна дисциплина (кто-то из исследователей относит ее к паралингвистике, кто-то выносит в отдельную науку) называется «кинесикой». Она занимается изучением жестикуляции, телодвижений и поз, сопровождающих коммуникацию, а также мимики, передающей эмоции. О жестах, позах и выражениях лица будет отдельный рассказ, эти части коммуникационного процесса способны транслировать информации едва ли не больше, чем собственно слова.
Направление, изученное значительно хуже, — это проксемика, занимающаяся пространством и временем в контексте знаковых систем. Термин ввел американский антрополог Эдвард Холл, он же положил начало исследованиям в этом направлении. Те или иные дистанции между людьми в различных контекстах могут восприниматься по-разному; согласно Холлу, можно выделить четыре основные дистанции: интимную (0 — 0,5 м), личностную (0,5 — 1,2 м), социальную (1,2 — 3,65 м) и общественную (более 3,65 м). Можно спокойно относиться к тому, что родные и друзья во время общения подходят близко, иногда вплотную, но если чужой человек будет нависать над вами и хлопать по плечам, это, скорее всего, вызовет неприятие, чувство угрозы; посторонних комфортнее воспринимать с дистанции в пару метров — но представьте, если любимый человек станет держаться от вас на расстоянии!
А вообще передавать информацию без слов можно разными способами: одеждой, украшениями, макияжем (например, можно вспомнить понятия «дресс-код» и «встреча без галстуков»); запахами (в европейских культурах обонянию уделяется чрезвычайно мало внимания, но на востоке запах — очень значимая часть восприятия собеседника); движениями глаз и зрительными контактами («выдержать чей-то взгляд», или «отвести глаза», или «стрелять глазками»), кроме того, у разных народов существуют сложные ритуалы, например, совместного приема пищи или встречи после долгого расставания, в традиционную часть которых обычно вплетается множество косвенной, несловесной информации.
Зачем вы меня обманываете?
Все средства невербальной коммуникации по происхождению делятся на две категории: культурно обусловленные и биологические. Если первые, как правило, совершаются осознанно или полуосознанно, то вторые, уходящие корнями в глубину эволюции Homo sapiens, не осознаются и слабо поддаются контролю. Хотим мы того или нет, но если есть стимул — мы улыбаемся, смеемся, плачем, краснеем или отдергиваем руку от чего-то опасного либо неприятного.
Случается, эти неконтролируемые действия входят в противоречие с тем, что мы говорим словами, — и выдают нас с головой. Иной соврет — и давай бегать глазами по стенам, или говорит, что ему интересно, а сам едва не зевает. И это видят все окружающие. А даже если не видят, то чувствуют фальшь, противоречие. Такое несоответствие поведения словам психологи называют «неконгруэнтностью».
С необходимостью прятать ложь рано или поздно сталкиваются все. Обычно это происходит в раннем детстве, и некоторые впоследствии изрядно преуспевают в этом навыке. До поры единственным средством, на которое приходилось полагаться при общении с обманщиками, была собственная природная проницательность, пока однажды американский психолог Пол Экман не взялся за это явление научной хваткой и не разработал «теорию лжи».
По определению Экмана, ложь — это намеренное решение ввести в заблуждение человека, которому адресована информация, без предупреждения о своем намерении сделать это. Сюда относится не только сообщение заведомо недостоверных сведений, но и умалчивание, полуправда, различные используемые в разговоре хитрости и даже истина, поданная под видом неправды, — всё это значит «ввести в заблуждение».
Есть целая система изменений в поведении, выдающих неискренность человека. Еще больше о человеке говорят проявляемые эмоции — их трудно натуралистично подделать, искусственный смех всегда звучит и выглядит чуть по-другому, чем искренний, настоящий. Выдают человека и микровыражения его лица. Микровыражениями называются мимические движения, быстро подавляемые (они длятся не дольше четверти секунды), соответствующие эмоциям, испытываемым на самом деле. Большинство людей не обращают на них внимания, а зря.
Это похоже на то, как работает детектор лжи, но и здесь недостаточно уметь фиксировать малейшие несоответствия эмоций и изменения в поведении. Надо понимать, как правильно интерпретировать полученную информацию, а это отнюдь не просто. Обычно бывает как: мы подозреваем человека в чем-то, потом видим подтверждение его неискренности (например, он стал волноваться) и думаем: «ага! попался!» — а между тем причиной для его волнения могло быть что угодно, и ваше пристальное внимание в том числе. Впрочем, этому можно научиться, — например, по книгам Пола Экмана, которые выходили на русском языке.
Язык телодвижений
Те невербальные элементы коммуникации, которые заложены в человеческую природу, зачастую не только воспроизводятся невольно, но и воспринимаются собеседником неосознанно. Этим вполне можно пользоваться; искренние эмоции подделать трудно, позы и жесты — куда проще. Главное знать, что и какую информацию несет.
Исследование языка телодвижений связано с именем австралийца Алана Пиза. В отличие от Пола Экмана, Алан не ученый в академическом смысле этого слова — он как раз из тех, кого природа наделила наблюдательностью и способностью анализировать увиденное. Алан с детства работал — сначала коммивояжером, потом страховым агентом — в таких неблагодарных областях, где ты либо гений коммуникации, либо тебя гонят взашей от каждой двери. Именно ему принадлежит известная фраза: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Алан Пиз в совершенстве постиг искусство располагать к себе людей, используя язык телодвижений, а потом написал об этом книгу и стал миллионером. Он больше не торгует вразнос, теперь он ездит по разным странам с лекциями и консультирует крупнейшие корпорации.
Итак, что же это за позы, жесты и движения, и что за информацию люди передают друг другу с их помощью? Интересно понаблюдать за собой и за окружающими, обращая внимание на несловесные, часто неосознаваемые сообщения, транслируемые собеседникам или обществу вообще. Большая часть их происходит из доисторического прошлого Homo sapiens, а потому обозначают они самые что ни на есть первобытные проявления человеческой натуры: стремление доминировать, разные формы агрессии либо, наоборот, пассивность, готовность подчиняться, потребность в защите. Отдельный большой пласт представляют всевозможные знаки внимания к сексуально привлекательным субъектам противоположного пола.
Человека, властного от природы либо чувствующего себя хозяином ситуации, можно узнать по манере закладывать руки за спину, прислоняться плечом или рукой к стене, как бы обозначая претензии на территорию; садясь, такой человек с вероятностью оседлает стул, поставив его спинкой вперед, либо закинет ноги на стол или еще куда-нибудь — он чувствует себя вольготно в пространстве, которое считает своим. Напротив, субъект неуверенный, готовый идти на уступки, становится как будто меньше ростом, сутулясь, — старается «не высовываться».
Если человек волнуется, то нередко он грызет ногти, или ручку, или еще что-нибудь, что подвернется, либо просто то и дело тянет пальцы в рот. Различные прикосновения к лицу означают, что человек либо говорит, либо слышит ложь; наиболее непосредственное проявление этого жеста — рука, прикрывающая рот или лицо. Однако если человек держится за подбородок, это значит, что в настоящий момент он, скорее всего, принимает какое-то решение.
Скрещенные на груди руки или нога, закинутая за ногу, — это знак, что человек чего-то опасается или не согласен с тем, что слышит; вообще перекрещенные конечности — это барьер, попытка отгородиться от противника. Если руки на поясе — значит, человек не просто не согласен, но и готов дать отпор. Об этом же свидетельствует и низкий наклон головы, взгляд исподлобья. В противоположность этому человек, руки которого не перекрещены и никуда не уперты, а большую часть времени обращены ладонями к собеседнику, благорасположен или пытается казаться таковым. Это только основные, наиболее широко известные жесты и позы, за исчерпывающим перечислением можно обратиться к книге Алана Пиза «Язык телодвижений».
В завершение материала следует сделать оговорку: не надо воспринимать отдельно взятые жесты как стопроцентную истину. Если человек положил ногу на ногу, это может значить, что он с вами не согласен, но в равной степени может оказаться, что у него мерзнут ноги или он хочет в туалет; если он то и дело трогает себя за нос — вполне возможно, что у него, скажем, насморк. Жесты-знаки и позы-знаки проявляются комплексно: чем больше подтверждений вы увидели, тем вернее ваша догадка. Ну и наконец, всегда следует делать поправку на контекст, в котором проходит общение.