От чего зависит, с какой скоростью мы читаем, и почему одни делают это быстрее других?
Чтение — довольно сложный процесс, который задействует сразу несколько систем нашего мозга. Во-первых, ему необходимо распознавать буквы, отличая один символ от другого. Во-вторых, эти буквы надо интерпретировать, придавая смысл и создавая мысленные образы для различных слов. Специалисты делят процесс чтения на три этапа. На первом написанное слово переводится в звуки, и наш мозг начинает искать его в своем «словаре». На втором этапе извлеченное значение слова встраивается в контекст, формируя понимание целой фразы. И на третьей фазе прочитанная информация встраивается уже в имеющийся у нас объем знаний, дополняя его.
Скорость чтения зависит от скорости обработки информации на всех трех этапах, но «бутылочным горлышком» считается именно первая часть этого процесса — обработка поступающей зрительной информации. Гипотеза «мозг — глаз», сформулированная в 1980 году, гласит, что наш мозг обрабатывает информацию, поступающую в глаз, с минимально возможной задержкой. Значит, определяющую роль в скорости этого процесса играют перемещения глаз.
Наши глаза двигаются не плавно, а небольшими скачкообразными движениями — саккадами. У обычных людей саккады длятся около 250 миллисекунд. В это время в поле зрения глаза попадают не все буквы. Лучше всего мозг воспринимает информацию в точке фиксации, но может «заглядывать» и чуть вбок. Так, для языков с чтением слева направо глаз может «захватить» 3-4 знака слева от точки фиксации и 14-15 знаков с пробелами справа от нее. Если примерно прикинуть, то получится, что мы можем читать со скоростью в 4800 знаков в минуту — примерно 800 слов. Это довольно много, хотя увлекающиеся скорочтением люди способны и на большее.
Но не все так просто. Не все тексты читать одинаково просто. Зачастую наши глаза перескакивают назад, прочитывая один и тот же кусок снова, чтобы понять его суть. Скорость чтения конкретного человека зависит во многом от типа текста и личных характеристик читающего человека. Большую роль в этом играет словарный запас, частотность использования определенных слов в повседневной жизни и уровень владения языком. Методики, обучающие скорочтению, уверяют специалисты, хоть и приводят к росту скорости, но снижают понимание прочитанного — не только деталей, но и сути текста.