Как попасть в киберспорт, не становясь профессиональным игроком?
Многие молодые парни и девушки из России и СНГ задумываются о карьере киберспортсмена ещё со школьных лет: внушительные призовые фонды, возможность зарабатывать любимым делом и, в конце концов, большая популярность делают своё дело. Кстати, устоявшийся стереотип о том, что отцы и матери всегда выступают против многочасовых игровых сессий своего чада (мол, лучше бы учёбой занимался), уже не является прописной истиной: согласно опросу игровой компании Astrum Ent. уже 7% родителей согласны поддержать детей в киберспортивной карьере. Правда, далеко не все могут уделять играм такое количество времени, чтобы в дальнейшем выйти на профессиональный уровень.
Однако сейчас киберспортивные организации всё больше начинают походить на спортивные клубы из традиционных дисциплин. Вместе с этим растёт и потребность в новых кадрах, способных грамотно поддерживать работу команды, заниматься продюсированием мероприятий, развивать бренд клуба в медиапространстве. В общем, там есть, чем заняться.
Кто стоит за киберспортивными командами?
Возросший интерес к киберспорту стал отправной точкой для его преобразования: если раньше всё делалось на энтузиазме и исключительно игроками, то теперь всё превратилось в полноценные организации с профессионалами в штате.
Тренер
Этот человек максимально вовлечен в организацию командной игры и является координатором, поэтому ему нужно понимать и чувствовать игру. Он находится с командой и во время тренировок, и во время игр. Ими часто становятся те, кто провёл много часов в той или иной дисциплине. Конечно, бывшие профессиональные игроки занимают эту должность намного чаще, однако иногда тренерами становятся либо вообще не выступавшие, либо игравшие на среднем уровне люди. В качестве примеров можно привести Сергея «hally» Шаваева из команды Team Spirit по CS 2 и Аске «Cy-» Ларсена, который тренирует Gaimin Gladiators из Dota 2. Ни один из них никак не проявил себя в качестве игрока, однако оба уже много лет успешно занимаются тренерской деятельностью.
Аналитик
Он помогает команде разбирать ошибки, совершённые в ключевые моменты матча, подготавливает отчеты по игровому стилю оппонента, разрабатывает стратегию на грядущие матчи и турниры, анализирует сильные и слабые стороны игроков в команде. Аналитик – незаменимая роль для тренировочного процесса в киберспорте, поэтому таким кандидатам важно разбираться в игре, видеть пространство для роста команды и иметь аналитические навыки.
Менеджер
Этот человек отвечает за координацию процессов. Менеджер работает как с тренерами и аналитиками, так и непосредственно с игроками, чтобы добиться от команды максимальных результатов. Он также несёт ответственность за принятие важных решений о направлении развития команды и выполняет многие другие функции, которые часто возлагаются на подобную должность в любой спортивной команде. Например, он может отвечать за наём персонала, брендинг, маркетинг или планирование.
SMM
С растущим интересом к киберспорту и развитию интернета в целом киберспортивные команды получают всё больше внимания в социальных сетях. Естественно, как и в любой другой сфере, клубам требуются специалисты, способные заниматься социальными сетями команды. Приведем понятный пример: известная организация Winstrike в разное время имела составы во множестве дисциплин, среди которых были как самые популярные (CS:GO, Dota 2), так и наиболее развивающиеся (например, сейчас у них есть команда в российской игре Warface). Спортсмены регулярно участвуют во множестве турниров и выигрывают трофеи, в составах происходят замены, в самих играх проходят различные активности. Все эти и множество других событий необходимо грамотно подсвечивать в соцсетях, и именно этим и занимается SMM-менеджер.
PR
PR-специалист отвечает за поддержание позитивного образа киберспортивной организации как в индустрии, так и для широких масс. Они отвечают за репутацию компании и должны прорабатывать стратегии по развитию образа компании, соответствующие целям руководства.
Маркетолог
В киберспортивных организациях такие люди отвечают за разработку и приведение в действие различных маркетинговых кампаний. Это могут быть коллаборации, различные активности для повышения узнаваемости бренда, интерактивные форматы для взаимодействия с аудиторией и многое другое. Также они занимаются всеми партнёрами и спонсорами команды: проводят переговоры, разрабатывают совместные кампании и отвечают за их качество.
Специалист по продакшену
Многие команды занимаются производством фото- и видеоконтента для различных площадок, а постоянно привлекать операторов или продюсеров со стороны – безумно дорого. Поэтому большинство организаций рано или поздно приходят к набору таких кадров в штат. Уже упомянутые операторы и продюсеры, монтажеры, фотографы – в этой индустрии очень много профессий.
Финансист
Как и в любой компании, киберспортивным организациям также требуются люди, разбирающиеся в финансах и бухгалтерии. С растущими бюджетами турниров и всё большим вниманием рекламодателей многие команды приходят к поиску таких людей, ведь мало просто видеть деньги, ими нужно уметь управлять.
Юрист
Помимо финансовой поддержки, растущим киберспортивным организациям нужна и юридическая поддержка. На самом деле, профили могут быть разными: от прямой поддержки компании и подписания контрактов до сопровождения представителей организации при получении виз и прочих разрешений.
Агент
Эта распространённая в футболе и, например, баскетболе профессия добралась и до киберспорта. Агент обычно представляет интересы игрока: обеспечивает ему лучшие спонсорские контракты, заботится об имидже в интернете и юридических аспектах карьеры. Он позволяет спортсмену сфокусироваться на игре и не думать о трансферах, переговорах о зарплате и прочих элементов бюрократии.
Кто стоит за киберспортивными событиями?
Отдельного упоминания заслуживают те люди, которые занимаются киберспортивными мероприятиями. Они также напрямую взаимодействуют с киберспортом, создавая комфортные условия как для участников, так и для и зрителей.
Организатор мероприятий
За каждым крупным мероприятием стоит процесс организации, и киберспорт не исключение. Этим могут заниматься как разработчики игры, так и сторонние организации. В качестве примера здесь вновь можно вспомнить Astrum Ent.:: российская компания, разрабатывающая игру Warface, сама занимается организацией всех турниров, и в их штате этим занимается целый отдел. В обязанности ивент-менеджера входят разработка и реализация планов, бюджетирование, переговоры с поставщиками и спонсорами, логистика, получение местных разрешений, связь с другими организациями и многое другое.
Администратор/судья
По сути они управляют проведением всего турнира. Если вы следите за, например, теннисом, то вы знаете, что на каждом чемпионате есть судьи и турнирный директор, и как раз с ними схожи роли администратора и судьи в киберспорте. Часто администратор и судья – это вообще один человек. Он следит за тем, чтобы всё прошло без каких-либо проблем и споров, чтобы все соблюдали правила, а также решает вопросы между командами и игроками. Кроме того, администратор должен знать, что нужно делать, если что-то пошло не так. Команды используют не то оборудование? Проблемы с серверами? Подозрение на договорной матч? Всё это и многое другое входит в его обязанности.
Вещание и продюсирование
Камеры, свет, звук, приведение в порядок площадки для проведения мероприятия, настройка прямого эфира, а также множество других технических аспектов – всё это лежит на плечах тех, кто занимается вещанием и продюсированием. Принимать в этом участие можно на множестве разных ролей: операторы, технические специалисты, звукорежиссеры и многие другие профессии крайне востребованы в таких компаниях.
Аналитик турнира
На чемпионатах также присутствует аналитическая команда. Они собирают данные по турниру и по предыдущим выступлениям команд. Часто их привлекают к прямым эфирам: они могут рассказать об интересных событиях, произошедших в ходе матча, а также поделиться наблюдениями и цифрами.
Комментатор
Естественно, от него требуется глубокое понимание игры и команд. Ему необходимо вникать в стратегии, которые используют те или иные игроками, в и этом ему часто помогает аналитическая команда. В общем, как и в любом другом спорте комментаторам приходится большое количество времени проводить в киберспортивной дисциплине, которую они комментируют.В играх часто выходят обновления, и без постоянной игровой практики в детали не вникнуть. То же касается и аналитиков.
Безусловно, с развитием киберспорта в нём появляется всё больше разных профессий, и мы перечислили далеко не все из них. Многие из перечисленных ролей зачастую вообще играются одним человеком: например, SMM-менеджер может совмещать свои обязанности с работой PR-менеджера, монтажера видео или организатора мероприятий.
Важно помнить, что с каждым днём вакансий в этой индустрии становится всё больше, а настоящие профессионалы ценятся в ней так же, как и в любой другой сфере. Если вы уверены в своих навыках и хотите попробовать свои силы в киберспорте – дерзайте!