Кто круче – 2drots или «Амкал»: Что сегодня происходит в отечественном футболе
Дорогие передачи
Если откроете комментарии к статьям ведущих спортивных СМИ с заголовками, в которых фигурируют названия команд 2drots и «Амкал», вы непременно столкнетесь с ворохом язвительных мнений в духе «любительская клоунада», «блогерский цирк» и так далее. Но большинство из этих тейков, взглянем правде в глаза, не более чем снобистский взгляд на абсолютно уникальный для нашей страны спортивно-развлекательный прецедент.
Команды, созданные блогерами — поклонниками FIFA, собирают миллионы просмотров в YouTube, тысячи людей на стадионах и лишь сотни скептических взглядов на все тех же интернет-порталах. Рассказываем, почему и вам пора перестать презирать медиафутбол (если вы еще этого не сделали).
От челленджей к стадионам
Зачатки медиафутбола возникли во второй половине 2010-х, когда спортивные журналисты Василий Уткин и Никита Ковальчук (он же Картавый Ник) плотно занялись своими сайд-проектами. Мэтр отечественного комментаторского дела запустил документальное шоу про любительскую команду «Эгриси», а Ковальчук взялся за создание полупрофессионального ФК «КФ».
Концептуально оба детища объединял общий формат: футболисты-любители, которым не нашлось места в большом спорте, пытались добиться успеха в турнирах средней значимости. А происходило все это под прицелом камер и руководством крупных блогеров. Как результат, очное противостояние «Эгриси» и ФК «КФ» собрало несколько сотен тысяч просмотров на двух каналах.
Вместе с тем российский YouTube изобиловал контентом по игре FIFA: блогеры KEFIR (Сергей Никифоров), Panda FX (Андрей Щелковский), Finikland по прозвищу Финито (Никита Куриленко), Ставр (Константин Гирин) и другие активно записывали разноформатные видео по симулятору. Последний и вовсе организовывал матч сборной блогеров против комментаторов и сотрудников «Матч ТВ».
Впрочем, долгосрочного успеха добился не Костя Ставр, а Герман Попков (канал «Герман El Classico»): парень активно снимал контент по FIFA, фиксировал попытки вернуться в профессиональный футбол на камеру, а затем взял и собрал собственную футбольную команду из фиферов.
Коллектив, состоявший из не самых мастеровитых блогеров, получил название «Амкал» — оно отсылало к на тот момент расформированному пермскому клубу «Амкар» и обыгрывало дефект речи создателя (Герман картавит). Парни проводили матчи с журналистами, подписчиками, футбольными академиями и вторыми составами профессиональных команд.
Постепенно набирая аудиторию и привлекая новых игроков (преимущественно с футбольной школой), «Амкал» стал народным медиаклубом. Зрители наблюдали за тем, как развивается команда, без прикрас и цензуры: в отличие от коллег из РПЛ, медиакоманда предлагала подписчикам искренние эмоции, раскрытие персонажей, распри и прочую внутрянку.
Ближе к 2020-м эскалацию российского YouTube начал канал 2Drots: его основатели Женя и Некит (Евгений Бабенко и Никита Панасюк) также снимали ролики по FIFA и развивали футбольные челленджи с детьми из московских академий. Подростки, визуально напоминавшие звезд мирового футбола (от Роналду до Мбаппе), радовали зрителей туториалами и забавными челленджами на наказания: съесть тухлую рыбу или получить из страйкбольного ружья по спине для представителей канала — another day in the office.
Несмотря на то, что идеологических пересечений между «Амкалом» и 2Drots было не так много, в 2020-м между ними вспыхнуло противостояние, по накалу напоминающее дерби между «Спартаком» и ЦСКА.
Всему виной стало распространение covid-19, из-за которого гастролировавший по стране с товарищескими матчами «Амкал» осел в Москве на несколько месяцев. Тогда, заручившись поддержкой партнеров, Герман Попков организовал Московский кубок селебрити (МКС) — в нем приняли участие 2Drots и еще десять медийных команд вроде Comedy Club, Sports.ru и «Ромы» (владелец — блогер и экс-игрок «Амкала» Ромарой).
Турнир проходил раз в год, поэтому расстановка сил была, скажем так, неравная: большинство коллективов собирались лишь под начало МКС, а те же 2Drots тренировались в лучшем случае раз в неделю.
В каком состоянии медиафутбол сегодня
В начале 2020-х медиафутбол развивался строго линейно, а безусловными флагманами движения были «Амкал» и 2Drots. Суммарная аудитория этих клубов уже тогда была кратно выше середняков и даже лидеров Российской премьер-лиги (по крайней мере, в YouTube).
Королей медиафутбола, чьи дерби собирали тысячи людей на стадионах, могли порой встрясти дерзкие выходки ребят из «На спорте» (уже несуществующая команда тиктокеров с колоссальным бюджетом) и редкие «взлеты» коллективов средней руки вроде «Ромы».
Положение дел заметно изменилось в 2022-м, когда бизнесмен Николай Осипов и бывший футболист Дмитрий Кортава создали регулярный чемпионат под названием Медиафутбольная лига (МФЛ) — с прямыми трансляциями, конференциями и расширенным списком участников. Первый сезон прошел без «Амкала», однако цифры указывали на то, что и без них ситуация стабильная. На финал между 2Drots и командой Basement на стадион «ВТБ Арена» пришло порядка 10 тысяч человек. В онлайне за праздником медиафутбола наблюдало более 100 тысяч.
Следующие два года МФЛ и МКС только набирали обороты, а все еще главные клубы комьюнити — «Амкал» и 2Drots — вышли за рамки «медиа» и отправились кошмарить профессиональные клубы на Кубок России. Разумеется, повышенный интерес аудитории и приглашение в большой турнир вынудили создателей команд привлечь еще больше людей со статусом «профи». Для понимания: к 2022 году в медийных командах было больше неудавшихся харизматичных спортсменов, нежели блогеров и звезд шоу-бизнеса.
Тем не менее «Амкал» прошел две стадии, а 2Drots — одну. Стоит ли говорить о том, какой ажиотаж произвел этап 1/256 Кубка России, который до этого смотрели лишь родственники футболистов из низших лиг.
Годом позже путешествие команды Германа не увенчалось сокрушительном успехом, зато «Самураи» (так себя называют 2Drots) сенсационно добрались до 1/32 финала. Помимо этого, медиапространство регулярно пополнялось другими яркими объединениями — журналист Дмитрий Егоров и блогер Райзен (Артем Калайджян) создали «Броуков», а певец T-Killah (Александр Тарасов) и экс-полузащитник «Локомотива» Дмитрий Тарасов — медийное ответвление клуба «Родина».
Почему этот спортивно-развлекательный феномен важен для нашей страны
По замечаниям комментаторов, сегодня медиафутбол переживает стагнацию: дескать, просмотры ведущих каналов заметно упали, а их владельцы сосредоточились на «гонке вооружений» (подписании все более сильных спортсменов и привлечении новых спонсоров), нежели на генерации оригинального контента.
Теперь медийный футбол все чаще удостаивается сравнений с большим, а в России, как известно, это не сулит ничего хорошего. При этом одних представителей движения ругают за высосанные из пальца конфликты — допустим, тех же «Броуков», других, например «Родину медиа», — за слишком академичный футбол, а третьих — проект продакшена Medium Quality ФК «10» — за взвинчивание зарплат.
И в этом вопросе опасения скептиков действительно имеют смысл. По разным оценкам, бюджеты медиаклубов могут доходить до 10 миллионов рублей в месяц, в то время как зарплаты футболистов добираются до отметки 150 тысяч рублей без учета премиальных и личных спонсорских контрактов.
При таких раскладах не самым амбициозным профессионалам из низших лиг тяжело найти мотивацию для того, чтобы взобраться по скользкой и крайне длинной футбольной карьерной лестнице. Куда проще мало-мальски научиться разговаривать на камеру и попробовать себя в медиа. Даже без государственного вмешательства там есть высокие зарплаты и стабильное внимание зрителей.
Сегодня попасть в Медиалигу хотят все — от спортивных функционеров вроде Камила Гаджиева (его команда Fight Nights уже там) и супермедийных блогеров в лице Миши Литвина (его «Сахалинец» был там, но недавно приостановил свою деятельность) до стадионных рэперов типа Басты (ну а его «СКА Ростов» – дебютировала в этом сезоне).
Только на организацию одного сезона Медиалиги партнеры Николая Осипова выделяют около 120 миллионов рублей. При этом медиакомандам, в отличие от профессиональных клубов, не нужно содержать футбольную базу и стадион. Все вопросы закроет Лига — просто давайте контент и зрелищный футбол.
В эпоху изоляции российского футбола его медиатоварищ кажется не менее предпочтительным почти во всех аспектах. Уровень оппозиции среди команд Медиалиги значительно вырос, открытость комьюнити осталась практически на том же уровне, а количество сопутствующих мемов и комичных ситуаций только возросло (разве в большом футболе владелец клуба может забросать судью деньгами, а футболист выйти в костюме супергероя?).
Постепенно засматриваться на медиафутбол стали не только малоизвестные спортсмены, для которых он мог стать неким социальным лифтом, но и заметные люди из РФС.
Например, президент Российского футбольного союза Александр Дюков допускает, что сборная России проведет матч против сборной или даже клуба Медиалиги. Ну а дальше, как известно, больше. Тем более что Николай Осипов намерен проводить турниры международного масштаба.
Медиаспорт в России все популярнее. С чем связан такой интерес?
Профессиональный спорт — очень закрытая сфера с тщательно подготовленными интервью и общением с болельщиками в определенных рамках. В медиаспорте все наоборот — он про открытость и эмоции.
Большую роль играют элементы шоу и тесные связи с селебрити. Например, на медиабаскетболе есть кортсайд (зона с местами повышенной комфортности на минимальном удалении от игровой площадки). Туда можно купить билеты и сидеть рядом со звездами эстрады и спорта. Организуя свои турниры, мы делаем акцент не только на спорт, но и на интертеймент: свет, звук, видеоряд, выступление артистов и, конечно, гест-менеджмент.
Пока профессиональный российский спорт пребывает в изоляции вне международных турниров, медиаспорт становится отдушиной для многих болельщиков. Он не просто увлекает, но и способствует популяризации баскетбола, футбола и даже гольфа.
В прошлом году мы провели два сезона медиабаскетбола, которые посетили более 50 000 зрителей. В этом году состоялся третий сезон. Он собрал более 36 000 человек и более 15 000 000 наблюдали за играми онлайн. Билеты на матчи раскупались в первый час после открытия продаж, а значит, у нас получилось действительно крутое мероприятие.
Также в 2023 году нам удалось сделать первый в России медийный турнир по гольфу, трансляция которого собрала аудиторию более чем 40 тысяч зрителей. Ни один российский турнир по гольфу не может похвастать такими результатами. В этом году мы продолжили: второй турнир по гольфу — 3 августа.
Как происходит привлечение звезд к участию в турнирах?
Медийные игроки бывают часто загружены — съемки, записи альбомов, гастроли, — но они стараются. Во всех наших медиаспортивных мероприятиях принимают участие звезды, у которых есть искренний интерес к виду спорта и участию в турнире.
Например, мы очень благодарны Элджею, который почти всегда присутствует на кортсайде во время игр своей команды в рамках медиабаскетбола, и всем остальным ребятам, кому небезразлично развитие этой области.
Мы стараемся создавать для них условия, где они могут с кайфом развиваться и развлекаться в любимом деле.