Кто круче – 2drots или «Амкал»: Что сегодня происходит в отечественном футболе

Может ли самый популярный вид спорта стать еще более массовым. Судя по тому, что происходит сегодня в футболе, — легко. Достаточно добавить к нему приставку «медиа» и выпустить на поля команды из блогеров с собственной огромной аудиторией, чтобы на трибуны пошли даже те, кто никогда не был на матчах профессиональных клубов, а просмотры в соцсетях стали бить новые рекорды.
Кто круче – 2drots или «Амкал»: Что сегодня происходит в отечественном футболе
Unsplash

Дорогие передачи

Если откроете комментарии к статьям ведущих спортивных СМИ с заголовками, в которых фигурируют названия команд 2drots и «Амкал», вы непременно столкнетесь с ворохом язвительных мнений в духе «любительская клоунада», «блогерский цирк» и так далее. Но большинство из этих тейков, взглянем правде в глаза, не более чем снобистский взгляд на абсолютно уникальный для нашей страны спортивно-развлекательный прецедент.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Команды, созданные блогерами — поклонниками FIFA, собирают миллионы просмотров в YouTube, тысячи людей на стадионах и лишь сотни скептических взглядов на все тех же интернет-порталах. Рассказываем, почему и вам пора перестать презирать медиафутбол (если вы еще этого не сделали).

От челленджей к стадионам

Зачатки медиафутбола возникли во второй половине 2010-х, когда спортивные журналисты Василий Уткин и Никита Ковальчук (он же Картавый Ник) плотно занялись своими сайд-проектами. Мэтр отечественного комментаторского дела запустил документальное шоу про любительскую команду «Эгриси», а Ковальчук взялся за создание полупрофессионального ФК «КФ».

Концептуально оба детища объединял общий формат: футболисты-любители, которым не нашлось места в большом спорте, пытались добиться успеха в турнирах средней значимости. А происходило все это под прицелом камер и руководством крупных блогеров. Как результат, очное противостояние «Эгриси» и ФК «КФ» собрало несколько сотен тысяч просмотров на двух каналах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вместе с тем российский YouTube изобиловал контентом по игре FIFA: блогеры KEFIR (Сергей Никифоров), Panda FX (Андрей Щелковский), Finikland по прозвищу Финито (Никита Куриленко), Ставр (Константин Гирин) и другие активно записывали разноформатные видео по симулятору. Последний и вовсе организовывал матч сборной блогеров против комментаторов и сотрудников «Матч ТВ».

Впрочем, долгосрочного успеха добился не Костя Ставр, а Герман Попков (канал «Герман El Classico»): парень активно снимал контент по FIFA, фиксировал попытки вернуться в профессиональный футбол на камеру, а затем взял и собрал собственную футбольную команду из фиферов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Коллектив, состоявший из не самых мастеровитых блогеров, получил название «Амкал» — оно отсылало к на тот момент расформированному пермскому клубу «Амкар» и обыгрывало дефект речи создателя (Герман картавит). Парни проводили матчи с журналистами, подписчиками, футбольными академиями и вторыми составами профессиональных команд.

Постепенно набирая аудиторию и привлекая новых игроков (преимущественно с футбольной школой), «Амкал» стал народным медиаклубом. Зрители наблюдали за тем, как развивается команда, без прикрас и цензуры: в отличие от коллег из РПЛ, медиакоманда предлагала подписчикам искренние эмоции, раскрытие персонажей, распри и прочую внутрянку.

Ближе к 2020-м эскалацию российского YouTube начал канал 2Drots: его основатели Женя и Некит (Евгений Бабенко и Никита Панасюк) также снимали ролики по FIFA и развивали футбольные челленджи с детьми из московских академий. Подростки, визуально напоминавшие звезд мирового футбола (от Роналду до Мбаппе), радовали зрителей туториалами и забавными челленджами на наказания: съесть тухлую рыбу или получить из страйкбольного ружья по спине для представителей канала — another day in the office.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на то, что идеологических пересечений между «Амкалом» и 2Drots было не так много, в 2020-м между ними вспыхнуло противостояние, по накалу напоминающее дерби между «Спартаком» и ЦСКА.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы

Всему виной стало распространение covid-19, из-за которого гастролировавший по стране с товарищескими матчами «Амкал» осел в Москве на несколько месяцев. Тогда, заручившись поддержкой партнеров, Герман Попков организовал Московский кубок селебрити (МКС) — в нем приняли участие 2Drots и еще десять медийных команд вроде Comedy Club, Sports.ru и «Ромы» (владелец — блогер и экс-игрок «Амкала» Ромарой).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Турнир проходил раз в год, поэтому расстановка сил была, скажем так, неравная: большинство коллективов собирались лишь под начало МКС, а те же 2Drots тренировались в лучшем случае раз в неделю.

В каком состоянии медиафутбол сегодня

В начале 2020-х медиафутбол развивался строго линейно, а безусловными флагманами движения были «Амкал» и 2Drots. Суммарная аудитория этих клубов уже тогда была кратно выше середняков и даже лидеров Российской премьер-лиги (по крайней мере, в YouTube).

Королей медиафутбола, чьи дерби собирали тысячи людей на стадионах, могли порой встрясти дерзкие выходки ребят из «На спорте» (уже несуществующая команда тиктокеров с колоссальным бюджетом) и редкие «взлеты» коллективов средней руки вроде «Ромы».

Положение дел заметно изменилось в 2022-м, когда бизнесмен Николай Осипов и бывший футболист Дмитрий Кортава создали регулярный чемпионат под названием Медиафутбольная лига (МФЛ) — с прямыми трансляциями, конференциями и расширенным списком участников. Первый сезон прошел без «Амкала», однако цифры указывали на то, что и без них ситуация стабильная. На финал между 2Drots и командой Basement на стадион «ВТБ Арена» пришло порядка 10 тысяч человек. В онлайне за праздником медиафутбола наблюдало более 100 тысяч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Следующие два года МФЛ и МКС только набирали обороты, а все еще главные клубы комьюнити — «Амкал» и 2Drots — вышли за рамки «медиа» и отправились кошмарить профессиональные клубы на Кубок России. Разумеется, повышенный интерес аудитории и приглашение в большой турнир вынудили создателей команд привлечь еще больше людей со статусом «профи». Для понимания: к 2022 году в медийных командах было больше неудавшихся харизматичных спортсменов, нежели блогеров и звезд шоу-бизнеса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем не менее «Амкал» прошел две стадии, а 2Drots — одну. Стоит ли говорить о том, какой ажиотаж произвел этап 1/256 Кубка России, который до этого смотрели лишь родственники футболистов из низших лиг.

Архивы пресс-службы

Годом позже путешествие команды Германа не увенчалось сокрушительном успехом, зато «Самураи» (так себя называют 2Drots) сенсационно добрались до 1/32 финала. Помимо этого, медиапространство регулярно пополнялось другими яркими объединениями — журналист Дмитрий Егоров и блогер Райзен (Артем Калайджян) создали «Броуков», а певец T-Killah (Александр Тарасов) и экс-полузащитник «Локомотива» Дмитрий Тарасов — медийное ответвление клуба «Родина».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему этот спортивно-развлекательный феномен важен для нашей страны

По замечаниям комментаторов, сегодня медиафутбол переживает стагнацию: дескать, просмотры ведущих каналов заметно упали, а их владельцы сосредоточились на «гонке вооружений» (подписании все более сильных спортсменов и привлечении новых спонсоров), нежели на генерации оригинального контента.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Теперь медийный футбол все чаще удостаивается сравнений с большим, а в России, как известно, это не сулит ничего хорошего. При этом одних представителей движения ругают за высосанные из пальца конфликты — допустим, тех же «Броуков», других, например «Родину медиа», — за слишком академичный футбол, а третьих — проект продакшена Medium Quality ФК «10» — за взвинчивание зарплат.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И в этом вопросе опасения скептиков действительно имеют смысл. По разным оценкам, бюджеты медиаклубов могут доходить до 10 миллионов рублей в месяц, в то время как зарплаты футболистов добираются до отметки 150 тысяч рублей без учета премиальных и личных спонсорских контрактов.

Архивы пресс-службы

При таких раскладах не самым амбициозным профессионалам из низших лиг тяжело найти мотивацию для того, чтобы взобраться по скользкой и крайне длинной футбольной карьерной лестнице. Куда проще мало-мальски научиться разговаривать на камеру и попробовать себя в медиа. Даже без государственного вмешательства там есть высокие зарплаты и стабильное внимание зрителей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня попасть в Медиалигу хотят все — от спортивных функционеров вроде Камила Гаджиева (его команда Fight Nights уже там) и супермедийных блогеров в лице Миши Литвина (его «Сахалинец» был там, но недавно приостановил свою деятельность) до стадионных рэперов типа Басты (ну а его «СКА Ростов» – дебютировала в этом сезоне).

Теперь очевидно, что повышенное внимание к медиафутболу дополнилось вполне конкурентоспособными финансовыми вложениями.

Только на организацию одного сезона Медиалиги партнеры Николая Осипова выделяют около 120 миллионов рублей. При этом медиакомандам, в отличие от профессиональных клубов, не нужно содержать футбольную базу и стадион. Все вопросы закроет Лига — просто давайте контент и зрелищный футбол.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В эпоху изоляции российского футбола его медиатоварищ кажется не менее предпочтительным почти во всех аспектах. Уровень оппозиции среди команд Медиалиги значительно вырос, открытость комьюнити осталась практически на том же уровне, а количество сопутствующих мемов и комичных ситуаций только возросло (разве в большом футболе владелец клуба может забросать судью деньгами, а футболист выйти в костюме супергероя?).

Постепенно засматриваться на медиафутбол стали не только малоизвестные спортсмены, для которых он мог стать неким социальным лифтом, но и заметные люди из РФС.

Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, президент Российского футбольного союза Александр Дюков допускает, что сборная России проведет матч против сборной или даже клуба Медиалиги. Ну а дальше, как известно, больше. Тем более что Николай Осипов намерен проводить турниры международного масштаба.

Медиаспорт в России все популярнее. С чем связан такой интерес?

Профессиональный спорт — очень закрытая сфера с тщательно подготовленными интервью и общением с болельщиками в определенных рамках. В медиаспорте все наоборот — он про открытость и эмоции.

ВадимирАндрианов
Сооснователь компании “Медиаспорт”

Большую роль играют элементы шоу и тесные связи с селебрити. Например, на медиабаскетболе есть кортсайд (зона с местами повышенной комфортности на минимальном удалении от игровой площадки). Туда можно купить билеты и сидеть рядом со звездами эстрады и спорта. Организуя свои турниры, мы делаем акцент не только на спорт, но и на интертеймент: свет, звук, видеоряд, выступление артистов и, конечно, гест-менеджмент.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пока профессиональный российский спорт пребывает в изоляции вне международных турниров, медиаспорт становится отдушиной для многих болельщиков. Он не просто увлекает, но и способствует популяризации баскетбола, футбола и даже гольфа.

В прошлом году мы провели два сезона медиабаскетбола, которые посетили более 50 000 зрителей. В этом году состоялся третий сезон. Он собрал более 36 000 человек и более 15 000 000 наблюдали за играми онлайн. Билеты на матчи раскупались в первый час после открытия продаж, а значит, у нас получилось действительно крутое мероприятие.

Также в 2023 году нам удалось сделать первый в России медийный турнир по гольфу, трансляция которог­о собрала аудиторию более чем 40 тысяч зрителей. Ни один российский турнир по гольфу не может похвастать такими результатами. В этом году мы продолжили: второй турнир по гольфу — 3 августа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Как происходит привлечение звезд к участию в турнирах?

Медийные игроки бывают часто загружены — съемки, записи альбомов, гастроли, — но они ста­раются. Во всех наших медиаспортивных мероприятиях принимают участие звезды, у которых есть искренний интерес к виду спорта и участию в турнире.

Архивы пресс-службы

Например, мы очень благодарны Элджею, который почти всегда присутствует на кортсайде во время игр своей команды в рамках медиабаскетбола, и всем остальным ребятам, кому небезразлично развитие этой области.

Мы стараемся создавать для них условия, где они могут с кайфом развиваться и развлекаться в любимом деле.