Почему женщинам запрещали заниматься бегом
Женское здоровье и мир бегунов
«Женское тело не приспособлено для бега» — такой была официальная позиция западных спортивных чиновников и врачей еще в 60-е годы прошлого века. Девушек пугали риском внезапной смерти, грядущим бесплодием и даже частичным превращением в мужчину. Запрет касался не только спорта высоких достижений (женский зачет в беге на средние дистанции на Олимпиаде появился в 1928 году и тут же был отменен на долгие десятилетия), но даже менее серьезных соревнований. Общество в то время вообще относилось к бегунам-любителям с подозрением. Даже в Америке — беговой Мекке современного мира — бегать было не принято, и энтузиасты этого вида спорта предпочитали выходить на пробежки подальше от посторонних глаз — уж точно не на улицах и не в городских парках, где на них смотрели как на чокнутых, останавливали, чтобы узнать, от кого они бегут, а могли даже забрать в полицию. Серьезной преградой на пути развития бега были и спортивные чиновники, контролировавшие соревнования.
Маленький шаг и гигантский скачок
О том, насколько ревностно организаторы следили за тем, чтобы забеги оставались исключительно мужской территорией, мир узнал 19 апреля 1967 года, когда девушка впервые полулегально пробежала дистанцию легендарного Бостонского марафона. Кэтрин Швитцер зарегистрировалась на забег, написав в анкете вместо имени инициалы, не дававшие определить пол, а потом вышла на старт в свободном худи, скрывавшем фигуру. Она не собиралась подрывать устои и совершать революцию: точно так же она писала имя во всех документах, а одежду выбрала просто удобную для бега, однако когда на отметке 3 км Кэтрин скинула капюшон, ее длинные волосы сработали как красная тряпка. Из проезжавшего мимо фургона организаторов забега на ходу выпрыгнул разъяренный директор марафона Джок Семплер, который пустился в погоню за девушкой, а догнав, стал выталкивать с трассы, одновременно срывая с нее номер участника. Кэтрин отбили бежавшие с ней друзья, и она смогла закончить дистанцию. Однако на финише вместо медали девушка получила пожизненную дисквалификацию от легкоатлетической федерации США. Этот скандал сделал Швитцер лицом борьбы женщин за право бегать наравне с мужчинами.
Уже вскоре ее в качестве приглашенной звезды стали звать на забеги в Европу, а тот самый номер 261, который пытались сорвать с груди девушки на Бостонском марафоне, вывели из обращения и навсегда закрепили за ней. Кстати, бегала Кэтрин прекрасно: в 1974 году она победила на Нью-Йоркском марафоне, а в 1977-м журнал Runner’s World удостоил ее звания «Бегунья десятилетия». Бегает госпожа Швитцер по сей день: в 2017 году в возрасте 70 лет она снова преодолела дистанцию Бостонского и Нью-Йоркского марафонов.
Наш путь
В СССР девушки проблем с запретом на бег и занятия спортом не испытывали. 90 лет назад в нашей стране появились нормы ГТО, и товарищи женщины даже имели в них определенное преимущество: их допускали к сдаче нормативов с 17 лет, мужчин — с 18.