Дизайн в Европе и России – сходства и различия. Перспектива российского дизайна
Европейский дизайн интерьеров сегодня
Самыми востребованными стилями у европейцев на сегодняшний день являются – классический и современный, как бы очевидно это не звучало. Это деление произошло в XX веке благодаря техническому прогрессу. Этим и обуславливается выбор в пользу одного или другого стиля.
Что касается классики, то, разумеется, речь идет не о помпезном интерьере в духе Екатерининского дворца или Эрмитажа, а о классике современной, именуемой также – таймлесс. Это ответвление от традиционного классического стиля зародилось в начале XX века с появлением конструктивизма, модернизма, интернационального стиля и ар-деко с характерными для них смелыми геометрическими линиями. Вообще, европейцы любят, когда в интерьерах все не абсолютно новое, а «пожитое», обладающее характером и даже историей – смешение эпох, эклектика, этакий стиль путешественника во времени. Выходит, что стиль на все времена и стиль будущего – это эклектика, умение смешать так, чтобы это было интересно, эстетично, а, может быть, даже забавно.
Опять же, стоит учитывать, что для юга и севера Европы характерны разные стилевые тенденции. Скандинавы придерживаются минимализма, что обусловлено их небольшим по площади жильем. И именно поэтому скандинавский стиль в интерьере так популярен, ведь во всем мире молодые люди начинают самостоятельную жизнь в небольших квартирах, взятых в ипотеку, которые они обустраивают максимально функционально и рационально. Что же касается юга, то здесь совсем другие и колористика, и функционал, другие площади и задачи. Ведь, согласитесь, есть разница: проводите вы вечер на барбекю в собственном саду с друзьями или кутаетесь в плед за книжкой на кресле-качалке?
Российские тенденции
Если для Европы сейчас характерно переосмысление 50-60-х, то для нас стиль мид-сенчури – это прямая ассоциация с советским детством, о котором хочется забыть. Нам, заложникам хрущевок и панелек с минималистичной и одинаковой у всех мебелью, пока совсем не хочется ностальгировать по тому времени. Россиянам хочется шика в духе contemporary luxury, потому что возможность наслаждаться качеством жизни у нас появилась не так давно. Вспомните, какие дома и ремонты закатывали себе «новые русские» в 90-е, дорвавшиеся до больших денег. Все эти золотые унитазы, мраморные Мадонны, лепнины, антиквариат и прочие атрибуты «барской» жизни. Эти размах и шик до сих пор в тренде у наших соотечественников, ведь сегодня, имея хороший доход, мы можем позволить себе все, что угодно, как те самые «малиновые пиджаки». Разве что вкус стал заметно лучше.
Дизайнерское будущее России
Конечно, уход Икеи с российского рынка может серьезно усугубить положение интерьерных дел в стране. Этот международный интернациональный выверенный стиль стал универсальным для всех стран мира. Бренд, который предлагал комплексные интерьерные решения, позиционировал себя как семейный и многие годы создавал стиль и дизайн для наших домов. Альтернативы этому бренду в России сейчас нет. Это было единственное место, где можно было выбрать красивую качественную мебель и декор, отвечающие понятию семейного уюта.
С другой стороны, в этом расставании есть и свои плюсы – раньше нам не нужно было прилагать усилия, чтобы обуютить свой дом, мы приходили в Икею и покупали готовые комплектации. Сейчас же у каждого из нас появится возможность экспериментировать, фантазировать, создавать свой индивидуальный интерьер, который будет соответствовать нашему характеру. И все это будет способствовать зарождению новой дизайнерской школы. Россиянам только предстоит познать, что такое интерьер. Ведь у нас две крайности – либо мы совсем не прислушиваемся к профессионалам и хотим, не имея вкуса и понимания, все контролировать. Или наоборот – слишком полагаемся на специалистов, не имеющих должного образования и насмотренности. Для того, чтобы вырастить поколение хороших дизайнеров, должно пройти время. Но это направление сейчас активно развивается, и я точно знаю, есть у нас в стране есть много толковых специалистов. Но мы еще на только пороге этого большого и важного пути.
Как бы там ни было, я бесконечно верю русский дизайн, смекалку, переосмысление национальной колористики и проявление собственных стилей и приемов!