Как «Талантливый мистер Рипли» стал культовым фильмом о мужской моде
Есть много фильмов, где одежда играет самостоятельную роль. Взять хотя бы «Великого Гэтсби»: сцена с рубашками высочайшего качества, символизирующими новообретенное богатство главного героя, — одна из ключевых и в романе, и в экранизации. И все же мало кто хочет быть Джеем Гэтсби – а гардероб Дики Гринлифа в исполнении Джуда Лоу уже 25 лет остается курортной классикой, идеальной отпускной капсулой, да и вообще – синонимом хорошего вкуса, небрежного шика и того, что через много лет назовут «тихой роскошью». Образы Дики Гринлифа, а затем и Тома Рипли (Мэтта Деймона), когда тот начнет перевоплощаться в своего нового друга и кумира, не поражают сложным стайлингом – повторить такой гардероб при большом желании (и немаленьком бюджете: качественные ткани здесь – ключевой параметр) совсем не сложно. Так же прост и безупречен гардероб Мардж – невесты Дики, которую сыграла Гвинет Пэлтроу.
Несмотря на то, что фильм, действие которого разворачивается в 1950-е, снимался в конце 90-х, художники по костюмам Энн Рот и Гэри Джонс не пропускали стиль середины века через фильтры современности, как это часто бывает в кино, а воссоздавали эпоху с дотошной достоверностью. Классические мужские костюмы из 50-х, как и моду того времени в целом, часто называют скучной. В послевоенное время акцент делался не на дизайнерские изыски, а на стремление показать достаток: те же широкие лацканы на пиджаках – демонстрация того, что времена, когда ткань приходилось нормировать, остались в прошлом. В подобные консервативные вещи в начале фильма одет Том, и трикотажные поло, шелковые халаты с узором пейсли и великолепно скроенные пиджаки Дики Гринлифа – разительный контраст с гардеробом обаятельного преступника.
Как в романе, так и в экранизации показано, до какой степени человека судят по тому, во что он одет: университетский пиджак с вышивкой «class of ‘56», «выпуск 56-го», который одолжил Том Рипли, — вот и все, что понадобилось, чтобы богатый отец Гринлифа принял бедного пианиста за однокашника своего сына. Превращение одержимого Тома Рипли в Дики Гринлифа тоже сопровождается сменой гардероба. Одежда персонажа Джуда Лоу помогает виртуозному мошеннику стать своим обожаемым кумиром: своего рода развернутая метафора того, как вещи позволяют нам почувствовать себя по-другому – или даже кем-то другим. «Притворяйся, пока не получится» — говорит заезженная формула успеха, но история Тома Рипли, в метафоричной форме, показывает, что иногда достаточно надеть правильный блейзер.
«Лгать, подделывать подписи, имитировать практически кого угодно» — главные, по его собственному признанию, таланты мистера Рипли, но в начале фильма он еще предстает в своем настоящем облачении. Одна из самых комичных сцен фильма – появление героя Мэтта Деймона в теплом шерстяном костюме и ботинках дерби, которые так контрастируют с пляжными нарядами остальных. Его обувь заношена, его костюм мешковат, неудобен (ткани в то время были тяжелее современных, что художники по костюмам постарались отразить в фильме) и как будто намекает, что взят с чужого плеча. И в новом обществе, где его никто не ждал, Том явно чувствует себя, прямо как в этой двойке: неловко и неуверенно.
Дики Гринлиф, молодой человек из богатой семьи, беззаботный бонвиван, прячущийся от реальности в солнечной Италии, выглядит и чувствует себя совершенно иначе - об этом говорят его струящиеся брюки, модных трикотажных поло, легкие шёлковые рубашки и шляпы. «Возьми что-нибудь из моих вещей. Что угодно. В основном это старье», - говорит Дики новому приятелю, и перевоплощение начинается. Небрежный шик, беззаботность, мнимая простота – Дики Гринлиф со своим гардеробом, в отличие от Тома Рипли, в этом мире свой, занимает место, которое положено ему по рождению, и ему не нужно стараться. Чем больше Том Рипли превращается в Дики Гринлифа, тем увереннее он чувствует себя в этом мире. Не потому ли, несмотря на бесконечную череду трендов, этот курортный стиль остается культовым? Ведь самый простой способ почувствовать себя кем-то другим, отключиться от рабочего режима, отбросить все тревоги - надеть одежду, которая ассоциируется именно с таким настроением.
Каким получился новый «Рипли», можно будет сказать уже через пару дней, но уже по кадрам из трейлера понятно, что художники по костюмам сосредоточились на минимализме – стиль эталонного фильма здесь отражается в гротескной форме, а образы героев перекликаются между собой. Получит ли он такой же статус, как оригинал? Что ж, посмотрим.