Где находится в машине шаровая опора и почему важно следить за ее состоянием?
Шаровые опоры представляют собой шарнирные детали, которые устанавливаются в передней подвеске и соединяют ступицы колеса с рычагами подвески. Этот шарнир, позволяющий колесу поворачиваться в горизонтальной плоскости и не дающий ему смещаться по вертикали.
Чаще всего у легковых автомобилей с передней подвеской в конструкции есть две шаровые опоры — по одной на колесо. Передняя подвеска внедорожников может иметь до четырех шаровых опор на оси, две нижних и две верхних. Иногда встречаются автомобили, в конструкции которых есть три шаровые опоры в передней подвеске.
Как определить, что шаровая опора исчерпала свой ресурс и нуждается в замене?
- Стук колеса при движении автомобиля. Возможно, вы слышите этот звук при начале движения и чувствуете вибрацию на большой скорости.
- Неравномерный износ покрышек. С той стороны, где шина имеет подозрительно большой износ, стоит проверить состояние шаровой опоры.
- Виляние машины на ровной дороге. Иногда это случается от дефекта покрытия полосы, так называемой колейности, но если вы замечаете, что машина слишком часто виляет передней частью, то это может быть признаком износа шаровой.
- Скрип при входе в поворот. Это явление может сопровождать выход из строя шаровой опоры не всегда.
- Изменение траектории движения при торможении. Это уже довольно верный признак того, что изношенный шарнир шаровой опоры имеет слишком большой люфт, что уже становится небезопасным.
- Руль при движении прямо немного повернут в ту или иную сторону. Иногда это может быть также результатом люфта в наконечниках рулевой рейки или износа сайлентблоков подвески, в любом случае есть смысл продиагностировать всю переднюю подвеску.
Выход из строя шаровой опоры рычага подвески — это серьезная неисправность, и ничего хорошего не будет, если она произойдет при движении автомобиля. Разрушение опоры на небольшой скорости приведет к развороту колеса наружу, что неминуемо приведет к завалу автомобиля набок. Если такое произойдет на высокой скорости, то это может привести к полной потере управления и катастрофе.
Проверить состояние шаровых опор можно несколькими способами:
- Установите автомобиль на площадке с твердым покрытием, поднимите машину домкратом и снимите переднее колесо. Подставьте под нижний рычаг деревянную или металлическую подставку и немного опустите автомобиль домкратом — это нужно для сжатия пружины подвески. Перемещайте руками цапфу колеса сверху вниз, чтобы определить наличие или отсутствие люфта в шаровой опоре. При этом способе можно проверить состояние пыльника со всех сторон на предмет целостности: если он порван, то шаровая опора, скорее всего, износилась.
- На эстакаде или из смотровой ямы также можно проверить шаровую опору, причем этом можно очень быстро при помощи монтировки. Когда машина стоит на месте, то пружины подвески сжаты под тяжестью автомобиля. Нужно вставить монтировку между цапфой и рычагом, а затем покачать монтировкой вниз — вверх. Если будет заметен люфт, то это признак неисправности шаровой опоры.
В качестве дополнительного метода проверки уже снятой с автомобиля шаровой опоры достаточно повернуть ее набок. Если верхний конец шарнирного пальца опустится вниз под собственной тяжестью, то это означает, что ресурс детали почти или полностью исчерпан.
Важно то, что если в конструкции вашего автомобиля шаровых опор много, то менять рекомендуем только ту, которая вышла из строя. Быстрее всего детали подвески выходят из строя на правой стороне, потому что это колесо чаще ездит по неровной обочине и испытывает воздействие вибраций и получает больше ударов от выбоин на дороге. Остальные могут еще служить довольно долго.
Помните, что после замены одной или нескольких шаровых опор необходимо выполнить процедуру регулировки развала — схождения.