Какой была мобильная связь в СССР и кто ей мог пользоваться?

Прототип первого мобильного телефона в нашей стране появился в середине прошлого века.
Какой была мобильная связь в СССР и кто ей мог пользоваться?
«Орловская Правда»
Несколько лет назад, в период первых волн антироссийских санкций, начались активные разговоры о том, что наши разработчики взялись за создание чуть ли не аналога американского айфона. В тот момент казалось, что вот сейчас, наконец, в нашей стране появится первый мобильный телефон собственного производства. Однако история мобильной связи в России уходит в прошлое гораздо дальше.
Содержание статьи

Немобильные «мобильники» и соты

Первый телефон в автомобиле появился у знаменитого Ларса Эрикссона, который подарил связь чуть не всей Северной Европе и отчасти даже Российской Империи, где у магната был телефонный завод. Правда, мобильник Эрикссона по сути не был мобильным до конца — для звонка ему приходилось останавливаться у телефонных столбов и подключаться к ним при помощи проводов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впервые о полностью автономной мобильной связи в мире заговорили в 1946 году. Разработкой занимались одновременно советские и американские специалисты. На Западе это была компания AT&T Bell Laboratories, у нас — инженеры Шапиро и Захарченко. Принцип же сотовой связи, который используется до сих пор, был предложен американскими инженерами годом позже.

В основе сотовой связи лежит разделение территории, где действует связь, на условные ячейки в форме сот. При этом в каждой соте работает своя базовая станция, обеспечивающая связь, а сами ячейки, благодаря форме, плотно граничат друг с другом, не оставляя «слепых» зон, где связи бы не было.

Первые советские мобильные телефоны

Первый советский мобильный телефон выглядел, конечно же, не так изящно. Аппарат под названием ЛК-1 был представлен инженером Леонидом Куприяновичем (на верхнем фото) в 1957 году. Он весил почти 3 килограмма, действовал в радиусе до 30 км и мог работать без подзарядки чуть больше суток. В комплекте был, собственно, аппарат с дисковым набором и трубкой на шнуре, а также автоматическая радиостанция (АТР), которая осуществляла связь с городской телефонной сетью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Аппарат ЛК-1 и АТР
Аппарат ЛК-1 и АТР
«Наука и жизнь», № 10, 1958 год
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Комплект был довольно увесистым, но год спустя Куприянович представил второе поколение своего изобретения — ЛК-2. Он был уже вдвое меньше по размерам и весил 500 грамм. Следующий же аппарат, представленный в 1961 году, и вовсе, умещался на ладони, а весил всего 70 грамм.

Связь не для всех

История умалчивает, что стало с чудо-телефонами Куприяновича и почему они не пошли в массовое производство. Вполне возможно, на верхах просто решили, что доступная всем и каждому мобильная связь в Союзе не нужна. Эту гипотезу косвенно подтверждает тот факт, что одновременно с разработкой радиофонов Куприяновича в СССР началась работы над аналоговой системой автоматической мобильной связи «Алтай», которую должны были использовать лишь чиновники для связи с правительством.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За время своего существования — до 80-х годов прошлого столетия — система охватила 200 городов Союза и обслуживала около 30 тысяч абонентов, которые, конечно, все до одного были далеко не простыми советскими гражданами.

Прежде всего, «Алтай» был доступен чиновникам, позже к ним присоединились крупные строительные предприятия, скорая и пожарная службы, высокопоставленные сотрудники научных и прочих производственных предприятий, спецслужбы (ради которых была внедрена усовершенствованная модель системы с шифрованием – «РОСА») и журналисты («Алтай» был основным средством связи для прессы на Олимпиаде-80).

Модель «Алтай АС-3»
Модель «Алтай АС-3»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Система пользовалась доступными всем абонентам каналами с выходом в телефонную сеть общего пользования, из-за чего порой, когда каналы были заняты, случались сложности с дозвоном.

Габариты

В комплект системы входили пульт передачи, блок питания и приёмопередатчик. Первый размерами напоминал видеомагнитофон с телефонной трубкой и крепился в салоне автомобиле справа от панели приборов, прямо под встроенным радиоприёмником, а блок питания и приёмопередатчик устанавливались в багажнике машины. Они занимали немного больше места, но всё равно позволяли загрузить своё авто, к примеру, полным комплектом резины.

Будущее, которого не случилось

Изначальную «Алтай» не раз модернизировали, а ближе к 80-м даже пытались создать аппарат, который мог быть доступен массовому потребителю. Такой, например, задумывалась система «ВОЛЕМОТ». Не совсем понятное слово было образовано от названий городов, участвующих в разработке – Воронеж, Ленинград, Молодечно и Тернополь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ВОЛЕМОТ
ВОЛЕМОТ

Разработку ждало большое будущее, но, как это часто бывает, из-за бюрократических проволочек и недостатка финансирования запустить её удалось только к середине 90-х годов и лишь в нескольких городах. К тому моменту система уже заметно устарела, а лидерство в сфере мобильных технологий переняли западные технологии вроде GSM.