Справиться с лавиной новой информации можно с помощью ДНК: мнение эксперта

В то время пока реальный мир утопает в мусоре, мир виртуальный тонет в данных, которые плодятся со скоростью объевшихся виагры кроликов.
Справиться с лавиной новой информации можно с помощью ДНК: мнение эксперта
Getty Images

За 2015 год человечество произвело 4,4 зеттабайта информации (4,4 миллиарда терабайт), но к 2025 году этот показатель превысит 160 зеттабайт.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

«"Цифра" уже повсюду, и дальше только больше, — констатирует директор облачного бизнеса МТС Олег Мотовилов. — Это связано с диджитализацией практически всех сфер жизни человека, а также с повсеместным внедрением интернета вещей, больших данных и искусственного интеллекта. Есть интересный прогноз, по которому число гигабайт на человека будет расти на 21% в год. А к 2025 году мы с вами будем делать почти пять тысяч взаимодействий с цифровым и данным и в день. Генерить "цифру" будут не только люди. Давайте представим предприятие, которое решило автоматизировать мониторинг сбора информации о состоянии оборудования: температуры, степени износа, энергопотребления. Это значит, что множество удаленных датчиков будут ежечасно создавать и передавать огромные массивы данных, которые нужно где-то надежно хранить и обрабатывать. К 2030 году в мире будет насчитываться более 24 миллиардов таких чипов, по прогнозам ООН население Земли к этому времени вырастет до 8,6 миллиарда человек. Несложные подсчеты показывают, что на каждого человека будет приходиться практически по три умных устройства, снабженных датчиками. Конечно, это усредненные теоретические показатели, не учитывающие многих факторов, но на их примере понятен масштаб».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если темпы роста не ослабнут (а предпосылок к этому пока нет), к концу века зеттабайты, подобно мегабайтам сегодня, уйдут на второй план. Данные придется измерять следующей величиной — и оттабайтами.

Но на этом пути есть и препятствия. Ученые сомневаются, что на Земле в принципе «поместится» столько информации, а точнее, что в недрах планеты найдется достаточно кремния для создания такого количества чипов. Самые пессимистичные считают, что наш планетарный жесткий диск заполнится к 2040 году. Их более оптимистичные коллеги утешают: найдется новый носитель. Один из перспективных вариантов — ДНК.

Наши гены — это большая библиотека данных, и принципы ее устройства можно применить и для цифровых хранилищ. В Microsoft уже не первый год работают над созданием ДНК-облака, которое будет куда компактнее существующих сегодня аналогов. Вместо ангаров достаточно одной комнаты, причем в ней поместится все, что создал человек, и в ДНК это «все» сможет храниться тысячи лет (сравните с жестким диском, срок жизни которого измеряется десятилетиями).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Минус пока один: быстро записывать и считывать данные с ДНК люди еще не научились.

«Новая реальность заставляет менять подходы к работе с данными, — говорит Мотовилов. — Эра использования флешек и жестких дисков для обычных пользователей подходит к концу. А бизнесу и государству, для того чтобы справляться с растущей нагрузкой, приходится увеличивать вычислительные мощности. Это влечет немалые затраты на ИТ-оборудование и в конечном счете стимулирует спрос на облака, которые решают вопрос с хранением данных без привлечения средств на закупку собственных серверов. Как это работает: вам не нужно покупать самолет, если вы хотите куда-то полететь. Вы просто купите билет на него. То же и с облачными сервисами, которые по праву стали синонимом дистанционного 2020 года».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Аналогичным образом мы будем использовать и другие мощности. Так, компания Nvidia уже давно дает возможность не покупать видеокарты, а играть, используя их облачные машины через устройство под названием Shield. И таких решений становится все больше.

«Cloud Gaming активно развивается, — говорит руководитель киберспортивного направления World of Tanks Blitz Дарья Климчук. — Не у всех есть мощные устройства, способные обеспечить достаточную производительность в современных играх. Но эта технология позволяет уравнять шансы: игроки с более слабой техникой могут подключиться через интернет и играть с помощью облачных сервисов так, словно у них лучшее оборудование из имеющегося. Возможность стать частью киберспорта для игрока становится проще. Развитие облаков даст рост числа игроков и новый виток развития всей индустрии в мире».

В общем, во всех смыслах наше будущее вряд ли будет безоблачным, но в данном случае это совсем даже неплохо.