Можно ли отключить GPS в России, и сможет ли ГЛОНАСС его заменить?
Система GPS, запущенная еще в 1978 году, считается самой передовой и точной из всех программ навигации. Но не единственной: за полвека существования она обзавелась кучей соперников, включая российский ГЛОНАСС. Означает ли это, что от GPS можно спокойно отказаться? Разбираемся!
Отличия ГЛОНАСС и GPS
Первый запуск ГЛОНАСС состоялся еще в 1982 году, но по-настоящему широкое применение она получила именно в наши дни. Концептуально ГЛОНАСС и GPS близки: обе используют космические спутники для обеспечения пользователей информацией об их местонахождении. Однако есть и другие отличия.
- У ГЛОНАСС меньше действующих спутников: 23 против 32 у GPS. К тому же, российские спутники двигаются по трем орбитам, а американские – по шести.
- ГЛОНАСС чуть менее точный. У GPS средняя погрешность – пара метров, а у ГЛОНАСС она может достигать шести. Кстати, российская система становится все более совершеннее, так что пробел в точности будет устранен.
- ГЛОНАСС в России точно никто не собирается отключать. А новости об отключении GPS иногда появляются в прессе из разных источников.
Можно ли отключить GPS в России?
Можно, но сложно. Если это соберутся делать в США, которая и управляет системой, ей придется выключать сигнал спутника каждый раз, как он будет пролетать над Россией. Однако это вызовет проблемы с работой сервиса в странах, находящихся рядом с РФ. Выключать спутники полностью нет смысла, так как они летают вокруг всей Земли.
Если же отключение системы запланируют в России, придется глушить сигнал. Это выполнимо на сравнительно небольших территориях (к примеру, в центре Москвы), но вот покрыть «глушилками» всю страну будет невероятно дорогой и трудной задачей.
А что, если все-таки выключить GPS? Справится ли ГЛОНАСС?
Если речь о навигационных системах автомобилей и смартфонов – да, справится. Начиная с 2010-2011 годов, большинство производителей гаджетов приспособились к стандарту ГЛОНАСС, так что больших проблем переход на новую систему не вызовет. К тому же, смартфоны могут использовать и другие популярные навигационные системы: Galileo (Европа) и Beidou (Китай).
А вот с такими серьезными задачами, как контроль полетов гражданской авиации, дело обстоит сложнее. По умолчанию пилоты пользуются именно GPS. Чтобы перевести самолет на ГЛОНАСС, нужно будет получать официальное разрешение от производителя судна, а «серая» замена и тестирование небезопасны и дороги. Рабочий вариант – перевести самолеты на ручное управление до тех пор, пока проблема не решится.
Кстати, GPS и другие навигационные системы имеют большое значение для путешественников. Некоторые из них ведут свои блоги, в которых делятся полезными советами: здесь собрали несколько из них. А если вы собираетесь в самостоятельный тур за границу – тут можете почитать про страны, в которые можно отправиться в 2023 году.