Почему Fender Stratocaster стал символом рок-музыки: легендарной гитаре исполнилось 70 лет

Что сделало творение Лео Фендера таким культовым, и зачем Джими Хендрикс поджигал свои гитары.
Гитары Fender Telecaster и Fender Stratocaster
Гитары Fender Telecaster и Fender Stratocaster
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Fender Stratocaster c его узнаваемыми, не менявшимися все это время линиями — первое, что приходит на ум при слове «электрогитара». Скорее всего вы не ошибетесь, если предположите, что это самая массовая гитара в мире. Миллионы музыкантов играли и играют на Strat — будь то оригинальная модель от Fender, вариант подешевле от ее бюджетного суббренда Squier или одна из многочисленных копий. Многие мечтают стать обладателями эксклюзивной модели из кастом-шопа Fender стоимостью в пятизначную сумму. Ну а «страты» из-под знаменитых гитаристов оцениваются в миллионы. Черная гитара 1969 года, на которой Дэвид Гилмор из Pink Floyd сыграл в The Dark Side of the Moon, Wish You Were Here и The Wall, ушла с молотка почти за 4 миллиона долларов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Дэвид Гилмор
Дэвид Гилмор
@Fender / соцсети
Strat крепок и вынослив, как мул, но при этом обладает элегантностью скаковой лошади. В этой гитаре есть все, что вам нужно, а это редкость.
Кит Ричардс The Rolling Stones

Мастер по ремонту радиоприемников, ставший изобретателем, Лео Фендер подошел к проектированию гитар по-своему. Не будучи музыкантом (в детстве он брал уроки саксофона и пианино, но дальше этого не продвинулся), он мыслил не шаблонно и уделял большое значение функциональности и ремонтопригодности инструмента. Отсюда, в частности, гриф, крепящийся к корпусу на болтах, а не вклеенный. Предшественницей Fender Stratocaster была модель Telecaster. Она стала одной из первых в мире гитар с монолитным корпусом — до этого считалось само собой разумеющимся, что гитара должна быть полой внутри.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Лео Фендер
Лео Фендер
Fender

Telecaster был и остается утилитарной рабочей лошадкой — два звукоснимателя, никакой ерунды. Музыкантам всегда нравились простота и звучание этого инструмента, но многие жаловались на недостаточно удобную форму.

Первый «стратокастер» был ни чем иным как переработанной версией Телекастера. Но с приходом в компанию Fender дизайнера и инженера Фредди Тавареса все изменилось. Он добавил новаторские штрихи: в первую очередь тремоло-бридж — струнодержатель со встроенным рычагом, с помощью которого музыкант изменяет натяжение струн и, соответственно, высоту звучания. Это, а также три звукоснимателя и усовершенствованное переключение сделали звучание «стратокастера» гораздо более вариативным, чем у любой другой тогдашней гитары. А идеально подобранная форма корпуса с изгибами и фасками во всех нужных местах обеспечила идеальную «посадку» инструмента на теле музыканта, что сделало игру на «стратокастере» максимально комфортной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гитара появилась в магазинах в 1954 году. Но поначалу продажи не пошли. Том Уилер в своей книге The Stratocaster Chronicles пишет, что инструмент казался «таким же далеким от обычных гитар, как укулеле или даже банджо» и что многие профессиональные музыканты не воспринимали новый Fender всерьез.

Марк Нопфлер
Марк Нопфлер
direstraits.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Великобритании поначалу эту гитару и вовсе нельзя было купить из-за эмбарго. Первый Stratocaster просочился на Туманный Альбион только в 1959 году — Клифф Ричард подарил гитару в красном цвете Fiesta Хэнку Марвину, гитаристу своей группы The Shadows. Марвин мгновенно стал гитарным героем Великобритании — и, глядя на него, о Fender Stratocaster мечтали и другие будущие звезды, например, Марк Нопфлер. Будущий лидер Dire Straits часто проходил мимо гитарного магазина по дороге из школы и прижимался носом к витрине, чтобы поближе рассмотреть выставленный там красный Strat. В итоге Нопфлер стал обладателем именно такой красной гитары.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бешеный всплеск популярности «страта» наступил с приходом Джими Хендрикса, возможно, самого влиятельного гитариста всех времен. Его редко можно было увидеть играющим на чем-либо, кроме Strat. По словам сестры музыканта Дженни, гитары были для него не просто инструментами, а продолжением его самого, частью его личности. Что отнюдь не мешало Хендриксу в угаре выступления поджигать и разбивать гитары об пол или динамики. Сам музыкант объяснял это так:

Когда я поджег свою гитару, я совершил жертвоприношение. Вы жертвуете тем, что вы любите. А я люблю свою гитару.
Джими хендрикс
Джими Хендрикс
Джими Хендрикс
@Fender / Cоцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Один из секретов популярности Strat в том, что он может звучать как угодно. Блюз, рок, фанк, металл, гранж — Stratocaster можно увидеть в руках представителей самых разных жанров, вплоть до корифеев пси-транса из Infected Mushroom.

Маэстро блюза Джо Бонамасса обладает одной из крупнейших в мире гитарных коллекций, включающей множество музейных винтажных «стратов».

Лео Фендер сделал все правильно с первого раза. С 1954 года до наших дней в этом инструменте мало что изменилось. По сути, это одна и та же гитара на протяжении 70 лет.
Джо бонамасса

«Fender занимаются необычным бизнесом. — говорит Бонамасса, чей любимый инструмент — это Stratocaster 1955 года в цвете Sunburst по имени Bonnie. — Представьте, что вы директор Ford, и производите автомобили, которые выглядят так же, как и в 1950-х годах. И вашим клиентам не нужны такие усовершенствования, как спутниковая навигация или электрические двигатели. Если у вас есть креативность, изобретательность и немного наглости, Strat дает вам возможность править миром».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ингви Мальмстин
Ингви Мальмстин
Fender

Изменений действительно было совсем немного. В 1956 году ясень в корпусе уступил место ольхе, а в 1959 году гриф стали делать из палисандра. Менялась форма ручек тембра, улучшался лак, менялись проводка и грифы. Но Strat всегда оставался Strat.

Музыкант Мак ДеМарко сравнивает «стратокастер» с Toyota: «Они просто очень надежны. Это единственная вещь, которая вам нужна».

Лео Фендер обладал исключительно инженерным складом ума. Он говорил, что если у него есть 100 долларов на то, чтобы сделать продукт, то он потратит «99 долларов на то, чтобы это работало, и 1 доллар на то, чтобы это было красиво». В случае с Fender Stratocaster ни одного доллара не было потрачено зря.