11 лучших автомобилей российского рынка 2023 года
Концепт-кар года
Rossa
Rossa — не только концепт, но и рабочий прототип будущего суперкара: до премьеры он уже проехал 9500 километров. Максимальная скорость машины — 380 км/ч.
Когда осенью мы разговаривали с победителем Европейской и Азиатской серий «Ле-Ман» и чемпионом мира по гонкам на выносливость Романом Русиновым, он намекал, что скоро мы узнаем о его новом проекте, но конкретикой делиться еще не мог.
Не прошло и двух месяцев, как результат работы Романа и команды предстал во плоти — перед вами концепт-кар Rossa.
Это спортивная машина, готовая к обычным дорогам: карбоновый монокок, аэродинамический обвес по регламенту гонок классов GT2/GT3 и атмосферный V10 (5,2 л, 680 л. с.).
Гоночные Rossa выйдут на старты в 2024/25 годах. Дорожную версию ждем к 2026 году. Обещают разгон до 100 км/ч за 3,2 секунды и цену — 500 000 евро.
Ньюсмейкер года
Москвич 6
Возрождение культовой отечественной марки считается проектом государственной значимости и привлекает всеобщее внимание.
Скрипят перья журналистов, волнуется море комментаторов и потенциальных покупателей, тем более что поводов для новостей бренд дает немало. Самый свежий — премьера седана «Москвич 6». Востребованный формат, гармоничный облик, комфортная подвеска (сзади — многорычажная), два турбомотора на выбор: 1.5Т мощностью 136 л. с. и с автоматической трансмиссией CVT и 1.5Т GDI мощностью 174 л. с. с непосредственным впрыском топлива в паре с 6-ступенчатой роботизированной трансмиссией с двойным сцеплением.
Климат-контроль, камеры кругового обзора, люк, электропривод водительского кресла, виртуальные приборы (диагональ экрана — 7 дюймов), багажник объемом 540 литров.
Так и хочется сказать: как же похорошел «Москвич»!
Кроссовер года
Omoda C5
На фоне одинаковых среднеразмерных кроссоверов Omoda C5 — явление выдающееся, с яркой фактурой.
Многие фирмы сопровождают свои премьеры расплывчатыми эпитетами, а импортеры этой машины сразу дерзко и четко заявили ее потенциально модной штучкой. Судя по успешным продажам, так и получается.
А вокруг бренда обустроена уникальная среда, мирок для своих — аксессуары, линейки одежды от именитых ателье, приложение, специальные акции и мероприятия.
Сама Omoda C5 нравится не только кузовом а-ля купе и приличным оснащением, но и возможностью получить нечастый у китайцев полный привод — вместе с более тяговитым двигателем и набором внедорожных режимов.
В обозримой перспективе к бензиновым версиям должна присоединиться чисто электрическая.
Седан и универсал года
Lada Vesta
Главный плюс лучшей вазовской модели в том, что она по-прежнему с нами — теперь обновленная. Хотя ввиду известных событий заводчане ставили конвейер на паузу и оперативно заменяли элементы конструкции антикризисными аналогами. Все удалось — Lada Vesta опять благополучно производится.
У нее свежая внешность, основательно переделанный интерьер и продвинутая медиасистема с экраном высокого качества и сервисами «Яндекса».
Хвала какому-то щедрому богу торговли — много хорошего автомобиля предлагают за все еще приемлемые деньги.
Значит, Vesta и дальше послужит эталоном для оценки одноклассников из Китая.
Причем выигрывая по числу версий: сохранились универсал, кросс-исполнения и спортивная модификация, которых у китайских соперников здесь нет и, скорее всего, не появится.
Внедорожник года
Tank 500
Свято место царя горы пустовало недолго. На вершине российского сегмента внедорожников утвердился Tank 500, созданный по системе «все включено».
Пафосного вида исполин покоряет фешенебельным салоном и обилием систем для комфорта. Мотору V6 ассистирует умелый «автомат», подвеска славно проходит неровности, шумоизоляция отменная. Тем приятнее путешествовать.
Одновременно это очень способный классический рамный оффроудер. Привод с муфтой подключения передних колес дополнен понижающим рядом, блокировками межколесных дифференциалов и режимами проходимости. Арсенал супергероя.
Конкурентов с подобным сочетанием достоинств и с поддержкой главного офиса не наблюдается. Да и вообще, такие машины стали в мире редкими. Тем Tank 500 и ценнее.
Кабриолет года
BAIC BJ40
Легкий выбор, поскольку никаких других автомобилей со съемным верхом на официальном рынке не существует.
BAIC BJ40 может полностью открыться солнцу, если удалить жесткую заднюю надстройку и секцию крыши над сиденьями. В точности как Jeep Wrangler — именно его характерному обличью тщательно подражает китайский двойник. И оттого выглядит сегодня вполне неплохим вариантом.
Jeep жив только в параллельном мире «серого» импорта, а схожий полноприводный BAIC рядом и надолго — его взялись собирать на калининградском предприятии «Автотор». Отдают за гуманную по нынешним меркам сумму.
Кстати, обстановкой водительского места BJ40 напоминает еще и мерседесовские машины — а по ним тем паче скучаем.
Электромобиль года
Voyah Free
Пора относиться к электрокарам серьезнее, их появляется все больше, а возможности продолжают расти. Машины на батарейках — основная тенденция китайского автопрома, а значит, и нашему рынку предначертано светлое электрическое будущее в той или иной степени. Придется изучать прогрессивные модели, и надо бы держать в голове образец достойного во всех отношениях электромобиля как точку отсчета.
Таков кроссовер Free от лакшери-бренда Voyah. Флагман с элитными пропорциями и превосходным салоном, где передняя панель выезжает вверх после пуска силовой установки и сияет экранами от края до края. Подвеска пневматическая, два мотора реализуют полный привод. Топ-версия выдает семь сотен сил, а запаса энергии по красивому совпадению хватает на семьсот километров.
Бонусный приз вручаем за гибридную модификацию особо дальнего следования.
Престиж года
Hongqi H9
Высокая китайская автомобильная кухня пока не совсем понятна российским гурманам после европейской. Зато уже доступна в максимальном своем проявлении. Нам представили самую престижную в Китае марку Hongqi, или «Красное знамя», она возникла в середине прошлого века по приказу самого Мао Цзэдуна. Начиная с пятидесятых годов Hongqi очень долго были седанами исключительно для членов правительства.
Немудрено, что и в актуальной программе сильнее остального впечатляет седанище Н9 представительского класса. Солидный экстерьер с облицовкой а-ля водопад придуман Джайлзом Тейлором из компании Rolls-Royce. На борту ожидаемо предусмотрены необходимые по статусу удобства — сенсорный пульт в заднем подлокотнике, массажеры и прочее.
Отделка подкупающе качественная. Обещаны двигатель V6, полный привод, пневмоподвеска и удлиненная версия, где места боссов превращаются в ложементы.
Бюджетник года
Livan X3 Pro
Чтобы не возникла путаница, уточним. Довольно известный у нас ранее производитель Lifan обанкротился. А компания Livan организована ему взамен и ведет дела с чистого листа. Будучи частью холдинга Geely Group, пользуется его передовыми технологиями.
Однако российские продажи открылись премьерой возрастного и несложного по технике компактного кросс-хетчбэка Livan X3 Pro. Проверенного временем, как настаивают китайцы.
Если подумать, ход правильный. Бюджетных иномарок сущий мизер, а у X3 Pro цена с учетом выгод как раз не слишком велика. Да, есть автомобили дешевле — например, седанчик Changan Alsvin. И все же редакционную награду увозит Livan из-за нашей симпатии к моделям типа Lada XRAY.
Кстати, подвеска у X3 Pro доработана с учетом плохих дорог, а клиренс увеличен.
Дизайн года
Exeed RX
Признаемся честно: мы не оригинальны. Кросс-купейный Exeed RX первым из китайских автомобилей получил золотую медаль Международной премии в области дизайна. И неудивительно.
Эстетика машин Exeed была приоритетной задачей еще на этапе становления бренда. Тогда формированием стиля руководили мастера глобального масштаба — канадец Джеймс Хоуп и англичанин Кевин Райс.
А прорывной RX — это результат творческих усилий уже другого талантливого и опытнейшего специалиста, американца корейского происхождения Стива Юма.
По зрелищности самобытная модель, безусловно, на уровне лучших западных творений. Но затейливые приветственные шоу в исполнении внешней светотехники — очень китайский спецэффект.
Олдскул года
Dongfeng DF6
Однажды физические кнопки исчезнут вовсе, приборы окончательно превратятся в элементы оформления, а боковые зеркала навсегда уступят место камерам. Но к радости автомобилистов ортодоксального настроя — у нарочито консервативных машин еще не вечер. Пожалуйста, вот этот пикап Dongfeng DF6 целиком состоит из традиционных решений.
Маска, мы тебя знаем: ты — выпускаемый по лицензии Nissan Navara девяти лет от роду с китайским дизайном фронтальной части. Правильная старая школа. Чего стоят обычные информативные круги спидометра и тахометра. И энергичные дизели!
Базовый Nissan с мануальной коробкой или реношный — с автоматической. Полный привод с жестким соединением тоже классика.
А на ходу испытываешь подзабытое чудесное ощущение контроля механических процессов — сами проверяли.
Цифры говорят сами за себя
По результатам исследований Авито Авто, российский авторынок укрепился. И это радует.
Количество объявлений о продаже новых машин в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 25,6%. На 15,3% больше стало предложений автомобилей с пробегом. В свою очередь, спрос вырос на 26,1 и 11,9% соответственно.
Причем на примере рынка Москвы мы видим, что 33% всех ликвидных автомобилей продаются за один день и даже быстрее, что говорит о высокой конкуренции.
Уже на примере этих данных виден один из главных факторов, влияющих на динамику нашего авторынка — стремительный рост китайских брендов.
По нашим данным, к середине 2023 года спрос на новые авто из Поднебесной год к году увеличился на 209,5% (!). Все весомее становится их доля и в сегменте б/у: там рост — 33,3%, хотя до первых строк рейтинга они еще не добрались. Первое место у ВАЗ (27,4%), за ним с большим отставанием идут Toyota (6,6%) и Hyundai (5,9%).
И этот рост продолжается: в сравнении с I кварталом он составил 56,5%.
Если говорить о том, как сегодня происходит покупка, то финальный этап сделки остается в формате офлайн, но все больше предшествующих шагов активно переходит в цифровую область. И для покупателей, и для продавцов на первом месте безопасность и скорость.