Авто по цене золота: как рост ключевой ставки отразится на цене автомобилей?
Банк России поднял ключевую ставку в третий раз подряд – на рекордные 200 б.п, с 19% до 21%. Такой рост напрямую отразится на автокредитах и потребительской способности граждан.
«Требуется дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики, для того чтобы обеспечить возвращение инфляции к цели и снизить инфляционные ожидания. Банк России допускает возможность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4,5–5,0% в 2025 году, 4,0% в 2026 году и будет находиться на цели в дальнейшем», – объяснил свое решение ЦБ.
Рост автокредитов
Последние несколько лет автокредиты составляют львиную долю покупок машин в стране – по данным дилеров, 80% всех транспортных средств были приобретены в кредит. Так, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в первом квартале 2024 года автокредитов было выдано более чем на 500 миллиардов рублей, что составило 99,2% всех автосделок.
Объем автокредитов растет и без повышения ключевой ставки – дополнительным стимулом стало повышение утьльсбора с 1 октября. В целом же за 9 месяцев было одобрено 1,09 миллиона автокредитов на 1,58 триллиона рублей. Эти цифры кратно выше показателей прошлого года – количество выросло на 81%, объем средств на 87%. И это при том, что полная стоимость кредита на покупку автомобиля в сентябре была 22,25% по сравнению с августовскими 21,14%. В начале октября процент подскочил еще – до 23,21%. Как убеждены эксперты, поднятие ключевой ставки продолжит рост переплаты.
Что говорят эксперты?
Антон Шапарин из Национального автомобильного союза уверен, что эффект будет, но не столь драматичный.
«Центробанк старательно отсекает от автокредитов наименее обеспеченные категории заемщиков с избыточной нагрузкой. Поэтому я не думаю, что эти 2% сильно скажутся на динамике. Гораздо сильнее скажутся повышение утилизационного сбора и продолжающиеся поборы со стороны дилеров», — утверждает он.
Директор департамента финансовых услуг ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Мольков уверен, что повышение ключевой ставки снизит процент одобрений по кредитам – все из-за увеличения ежемесячных платежей.
Руководитель направления экспертной аналитики Банки.ру Инна Солдатенкова считает, что наиболее доступными будут оставаться те бренды, которые сотрудничают с банками. А вот кредит на покупку подержанного авто с рук стане получить сложнее.
Кроме того, она рекомендует обращать внимание на акции и спецпрограммы – в частности, в России действует госпрограмма, в рамках которой отдельные категории граждан могут получить автокредит со скидкой от государства на оплату первоначального взноса.
Схожее мнение о сложности в получении кредитов высказали в Ассоциации РОАД. Среди негативных последствий дилеры выделили увеличение нагрузки на бизнес, продолжение тенденции подорожания автомобилей и кредитов, что может привести к падению продаж машин.
Сколько авто купили в 2024 году?
Согласно подсчетам агентства «Автостат», по итогам первого осеннего месяца в стране было продано 150 879 новых легковых машин — на 36,7% больше, чем в том же месяце 2023-го. Самыми популярными остаются китайские бренды – в сентябре было продано рекордные 93 175 новые легковые машины. Предыдущий рекорд был в августе – тогда продали 90 098 китайских машин.
Альтернатива автокредитам
По мнению Антона Шапарина из Национального автомобильного союза, автокредиты могут уступить место более выгодным подпискам на машины и необеспеченным кредитам.
«Я уверен, что сейчас народ будет руками и ногами рваться в подписку, потому что она стала выгоднее, чем кредит. А подписка с выкупом дает возможность вообще выскользнуть из этой системы, которую устроили дилеры совместно с банками, — отмечает он.