Бензин подорожает до 70 рублей за литр: в чем причина,что такое правило 10-20 и как сэкономить автомобилистам

Эксперты предупредили о серьезном подорожании топлива этой осенью.
Бензин подорожает до 70 рублей за литр: в чем причина,что такое правило 10-20 и как сэкономить автомобилистам
Legion-Media
Содержание статьи

Согласно прогнозу эксперта Татьяны Суворовой, стоимость бензина АИ-95 на столичных заправках может подняться до 70 рублей за литр к осени. Основными причинами этого эксперт называет сезонные факторы (сбор урожая, летние отпуска), а также текущую геополитическую ситуация.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как и почему дорожает бензин

Рост цен на бензин на АЗС в 2024 году превышает уровень инфляции, в то время как цены на дизельное топливо растут ниже уровня инфляции. Согласно данным Росстата, в период с начала текущего года до 5 августа он составил 5,49% при инфляции в 4,99%. Для сравнения: с 23 по 29 июля разница между инфляцией и ростом цены бензина составляла 0,17 п.п., а с 30 июля по 5 августа – 0,5 п.п. Дизельное топливо на АЗС продолжает торговаться ниже уровня инфляции, с начала года цена на него выросла на 2,82% – это на 2,17 п.п. ниже инфляции. С 30 июля по 5 августа дизтопливо подорожало на 0,16%.

Факторы, влияющие на цену топлива:
  • сокращение выпуска топлива,
  • сезонный рост спроса и восстановление автомобильного рынка,
  • возобновление экспорта топлива,
  • рост издержек производителей,
  • правило 10-20,
  • налоги и акцизы.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сокращение выпуска топлива

По данным Росстата, в апреле 2024 года производство автомобильного бензина в России снизилось на 2,9% по сравнению с апрелем 2023 года и на 2,1% по сравнению с мартом 2024 года, составив 3,4 млн тонн. Производство дизельного топлива в апреле 2024 года сократилось на 5,6% по сравнению с апрелем 2023 года. Согласно последней доступной статистике, которую приводит Forbes, производство автомобильного бензина в России на неделе с 13 по 19 мая 2024 года сократилось на 18% по сравнению с максимальным уровнем 19-25 февраля, а производство дизеля за тот же период снизилось на 11%.

В дальнейшем Росстат закрыл статистику по производству нефтепродуктов «в целях информационной безопасности из-за геополитической ситуации». Поэтому точных данных о производстве бензина и дизеля в мае и последующих месяцах в открытом доступе нет. Но с учетом сложной геополитической обстановки и в том числе связанных с этим инцидентов на объектах нефтепереработки есть основания предполагать, что производство топлива в этот период также снижалось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Восстановление авторынка

По данным агентства «Автостат», продажи новых легковых авто в России по итогам первой половины 2024 года выросли на 79% в сравнении с аналогичным периодом 2023-го, достигнув 719 300 штук и приблизившись к уровню первой половины «докризисного» 2021 года — 793 400 штук.

Возобновление экспорта

Разрешение на возобновление экспорта бензина из России, вступившее в силу в мае, увеличило его морские поставки с 99 000 до 150 000 баррелей в сутки, что усилило риски дефицита на внутреннем рынке, несмотря на доминирование мазута и дизельного топлива в российском экспорте нефтепродуктов.

Издержки производителей

В 2024 году российские НПЗ столкнулись с ростом издержек. Доля убыточных организаций, по данным Forbes, выросла до 27%. Ряд крупных производителей бензина сталкиваются с периодами вынужденного простоя, сокращающими выпуск топлива, из-за атак беспилотников, ущерба инфраструктуре НПЗ и санкций на поставку оборудования. В сложных текущих условиях расходы на восстановление, обновление и поддержание существующей инфраструктуры существенно выросли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Правило 10-20

Нефтяники опасаются повышать биржевые цены из-за риска потери субсидий по демпферу. Речь идет о так называемом правиле «10-20» в Налоговом кодексе: нефтяники лишаются выплат, если биржевая цена бензина АИ-92 превышает установленный законом потолок на 10%, а дизельного топлива — на 20%. Поэтому они компенсируют издержки за счет розницы.

Налоги и акцизы

По словам Александра Фролова, заместителя гендиректора Института национальной энергетики, налоги могут занимать до 70% розничной цены топлива. При этом они ежегодно увеличиваются. 1 января каждого года растут акцизы на бензин и дизтопливо, которые используются для наполнения дорожных фондов. То есть удорожание бензина заложено на уровне налогового законодательства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как государство борется с ростом цен на бензин

Вариантов повлиять на рост цен у государства на самом деле не так много. Это продление запрета на экспорт и увеличение нормативов биржевых продаж. Ограничение на экспорт уже продлили до конца года. Об этом сообщает пресс-служба кабмина. Исключением станут поставки в рамках международных межправительственных соглашений (включая страны ЕАЭС). Под ограничение также не попадет топливо, вывозимое для оказания международной гуманитарной помощи или гражданами для личного пользования.

Повышение нормативов повысит доступность топлива для независимых АЗС и увеличит конкуренцию в рознице: крупные игроки не смогут завышать цену без угрозы потери рынка. Снизить издержки производителей государство в текущих условиях никак не сможет — основной проблемой здесь являются санкции и риски ЧП, которые в обозримом будущем едва ли исчезнут. Поэтому надеяться на то, что цены в ближайшее время перестанут расти, вряд ли стоит.

Эксперты советуют автомобилистам экономить за счет использования карт лояльности, топливных карт и заправляться за пределами Москвы и других крупных городов, где цены могут быть ниже на 20-30 копеек за литр.