Чай без церемоний: тест-драйв Hongqi H5
Я люблю чай в пакетиках. Тот, что чайные снобы называют пылью с дорог Индии, Китая, Кении и Шри-Ланки. Не принижаю тех, кто находит что-то свое в том, чтобы годами учиться ополаскивать и загружать заварочный чайник и изучать сорта чайных культур, но я этого не нашел. До недавнего времени на тех, кто выбирает китайские автомобили, автоснобы смотрели так же, как титестеры на окунателей в кипяток мешочков с ярлычком Липтон. Однако китайские машины, в отличие от пакетированного напитка, постоянно прогрессируют и повсюду наступают на пятки автомобильным грандам. Автомобиль Hongqi H5 убедительно это доказывает, в чем мы имели удовольствие убедиться во время непродолжительного, но приятного тест-драйва.
Что в имени твоем
Первое что нужно знать покупателю любого китайского автомобиля — как правильно произносится его название. Hongqi в этом смысле не повезло, в обиходе его часто называют более-менее фонетически верным, но сальновато звучащим Хуньцы. Но официально марку в России следует произносить как Хончи. Согласитесь, звучит гораздо дружелюбнее и сразу располагает к бренду. В переводе название марки означает «Красное знамя».
Магия имени и принадлежность к определенному клубу годами были товаром, который автомобильные марки Европы, Японии и США успешно продавали вместе с машиной, даже когда сама по себе конструкция была не очень. Китайцам этого не хватало. Но Hongqi — как раз тот случай, когда за брендом стоит не только маркетинг, но и сильная и интересная история. И даже больше — национальная идея. Идея, которой явно недостает российскому автопрому. Впрочем, это, как говорит Леонид Каневский, совсем другая история. Вернемся к нашему «Хончи».
Ветер с востока
В июле 1956 года, встречая первый грузовик китайского производства, сошедший с конвейера государственного автозавода FAW, председатель Мао сказал: «Было бы здорово, если бы однажды мы смогли ездить на встречи на нашем китайском легковом автомобиле». Эти слова положили начало истории Hongqi.
Чтобы создать первый китайский представительский автомобиль, в FAW провели реверс-инженеринг (проще говоря — разобрали до винтика) Mercedes-Benz 190 и Simca Vedette. Получившаяся модель была названа Дунфэн (Восточный Ветер) в честь цитаты из выступления Мао в Москве: «Восточный ветер преобладает над западным ветром». Логотип автомобиля был сделан из иероглифов, нарисованных лично главой компартии Китая.
Все дальнейшее развитие проекта проходило под партийным контролем. Менеджеры, инженеры и рабочие Первого автомобильного завода (FAW) не просто производили автомобили, а были по сути включены в политическую систему — от результатов их работы зависели их личные взлеты и падения. Когда бонзы не получали ожидаемого, топовых инженеров переводили на работу простыми сборщиками или даже уборщиками в цеху. Но двое из 500 инженеров, направленных на стажировку в СССР, в итоге сумели стать партийными лидерами.
Интересно, что еще в середине 50-х годов китайские товарищи поняли, что равняться на советский автопром бесперспективно. Когда китайцы захотели создать двигатель V8, советские инженеры ничем не смогли помочь, и за основу для новой модели был взят агрегат Chrysler. Китайцы вручную отлили 100 заготовок под будущий мотор, отобрали три самые лучшие и в течение двух недель, работая днем и ночью, три команды рабочих доводили их до ума. Лучший образец из трех в итоге стал двигателем первого прототипа CA72-1E. Это и был первый автомобиль Hongqi. Его создание заняло 33 дня, а еще через два месяца на его базе был сделан парадный кабриолет.
Партийные лидеры непосредственно участвовали в разработке автомобилей Hongqi. В 1969 году при участии военных специалистов и сотрудников госбезопасности была изготовлена первая бронированная модель Hongqi CA772. Машина имела броню толщиной 6 мм, пуленепробиваемые стекла толщиной 65 мм и шины, способные проехать больше 100 км в простреленном состоянии. Автомобиль весил 4,92 тонны и в свое время считался самым безопасным в мире.
В дальнейшей истории Hongqi были взлеты и падения. Положение компании сильно обострилось после смерти Мао и реформ Ден Сяопиня, когда стало ясно, что государственный автопроизводитель обходится слишком дорого. Но к счастью в FAW нашлись мужественные управленцы, решившиеся сохранить бренд Hongqi и вывести его на массовый рынок. Так началась новая эра инноваций и тесного сотрудничества с мировыми автопроизводителями, которое и привело китайский автопром в целом и Hongqi в частности туда, где они есть сейчас.
Экстерьер
Пятиметровый седан H5 — младший в представительской линейке. Но выглядит очень солидно. В черном цвете — построже, в белом — изысканнее и на мой личный взгляд даже дороже. Над обликом автомобиля работал Джайлс Тейлор, экс-дизайнер Rolls-Royce. Ему удалось наделить китайскую машину благородными пропорциями без излишней помпезности. Особенно хорош длинный плоский капот в сочетании со слегка сужающейся кормой — напоминает о седанах классических премиальных марок. Хромированные акценты с красными вставками — дань фирменному стилю и тому самому «красному знамени».
Интерьер
В любой китайский автомобиль поначалу садишься с опаской — неизвестно, что за шедевр сюрреалистического хай-тека тебе подсунут дизайнеры. Здесь же сразу вздыхаешь с облегчением — все по-немецки сдержанно, порядочно и солидно. Дух времени живет в огромном вертикальном тачскрине центральной инфотеймент-системы — почти всеми функциями можно управлять с него. К удобству посадки за рулем и оснащению никаких вопросов. Качество отделки и сборки на вполне удовлетворительном уровне.
Пересядем назад. Места для ног пассажира очень много и с ролью представительского автомобиля или такси бизнес-класса H5 справится на отлично. Ровно над головами задних пассажиров предусмотрительно сделано углубление в потолке, так что наличие панорамного сдвижного люка нисколько не ущемляет седоков по высоте.
Несмотря на обилие места, когда вы сидите сзади, H5 деликатно напоминает вам, что вы пока еще птица не самого высокого полета, и не позволяет слишком дистанцироваться от народа. Вы не найдете здесь шторок на окнах, подогрева задних сидений и отдельных регулировок климата, как не найдете и кнопки босса, позволяющей на машинах классом выше не отрываясь от заднего дивана отодвинуть от себя переднее кресло прямо с пассажиром. Придется вежливо попросить. Такая вот легкая прививка от эгоизма. Хотите почувствовать себя тру-партийным бонзой — раскошеливайтесь на H9.
На ходу
Под капотом «Хончи H5» 2.0-литровый турбомотор мощностью 218 лошадиных сил и 8-ступенчатый автомат. Этот слаженный дуэт работает ровно так, как ожидаешь от подобной машины — ровный и размеренный разгон с незаметными переключениями. Чтобы поиграть в шашки или погоняться со светофора нужно включить режим Sport — тогда все 340 Нм тяги обеспечат приятные перегрузки. Подвеска упруго обрабатывает неровности и ямы, но не без следа — ощущений езды будто на пневмоподвеске здесь нет. В то же время это дает хорошую обратную связь и четкий контроль траектории в поворотах.
Комплектация
Hongqi H5 оснащен большой панорамной крышей, передними, боковыми и коленными подушками безопасности, 11-ю системами помощи водителю, включающими автоматическое торможение, мониторинг слепых зон, ассистент парковки и другие. Мультимедийная система поддерживает стандарты связи 5G и Wi-Fi6. Запуск двигателя возможен через смартфон, дисплей поддерживает голосовое управление, передние кресла имеют пневмоподдержку поясницы и функцию восьмиточечного вибромассажа.
Резюме
В наше время словосочетание «красный флаг» чаще всего употребляется в контексте предостережения от чего-либо. В случае с Hongqi H5 это совершенно точно не так. Хотя избалованный покупатель и найдет в Hongqi H5 некоторые недоработки в плане комплектации, машина стоимостью от 4 миллионов рублей станет отличной альтернативой многим ушедшим из России седанам класса E. Эта модель вполне достойна стать вашим компаньоном, если конечно вам в первую очередь нужен просторный, удобный и симпатичный автомобиль, а не мнимая статусность и навороты для хвастовства в курилке.