Может ли автомобиль ездить на спирте, как это показывают в кино?
На российских автозаправках мы привыкли видеть в продаже бензин с различным октановым числом. Также его иногда называют бензином различных марок, от АИ-80 до АИ-100.
Есть несколько ГОСТ, в которых эти марки могут иметь альтернативные и пересекающиеся наименования. Так, АИ-80 можно считать бензином сорта Нормаль, АИ-92 – это Регуляр, АИ-95 – это Супер, а АИ-98 – это Премиум.
Октановое число, указанное в марке бензина, означает степень его детонационной стойкости. Чем выше цифра – тем более стойким является бензин к детонации, которая может возникать в двигателе. Бензины с высоким АИ сгорает в камере сгорания двигателя мягче, без жестких ударов, что снижает общую вибрацию от работы мотора.
В Европе существует отличная от России система маркировки топлива на АЗС, и там вы можете обнаружить, что самыми популярными марками топлива являются 95-й и 98-й бензин, а 92-й можно найти не везде и не всегда.
Что касается самых распространенных 95-го и 98-го бензина, то у него в Европе есть разновидности с маркировкой E5, Е10 и E15. Эти обозначения – ничто иное, как отметка о добавлении в бензин биоэтанола, то есть спирта (Ethanol), в соотношении 5%, 10% и 15% соответственно.
Это топливо можно без опаски заливать в любые инжекторные автомобили, и никакого вреда такая спиртовая добавка двигателю не нанесет. Это позволит избавиться от воды в баке, которая там появляется в виде конденсата, и очистить топливную систему.
Также в ЕС можно встретить и топливо с гораздо большим содержанием спирта в бензине, и тогда оно маркируется буквой E, рядом с которой будет цифра, соответствующая проценту спирта в бензине.
Например, можно встретить на АЗС колонку с обозначением Е-85. Это значит, что спирта в бензине будет 85%. Важно понимать, что такое топливо по своим параметрам будет соответствовать 98-му бензину.
В современный европейский автомобиль вместо обычного бензина можно заливать и такое топливо Е-85, причем оно хорошо отмоет топливную систему (бак, топливные трубки и форсунки) от нагара и отложений.
Противопоказания имеются
Не рекомендуется топливо со спиртом постоянно заливать в обычный автомобиль, для которого содержание спирта в бензине изначально не было предусмотрено. Тем более не стоит постоянно лить такое топливо в бак старого карбюраторного автомобиля.
Дело в том, что автомобили предыдущих поколений в массовом порядке не были рассчитаны на применение спирта, и пластик и резинотехнические изделия в деталях топливной системы могут пострадать от постоянного воздействия этанола.
Алюминий, силумин, латунь, медь и другие материалы могут себя повести непредсказуемо при попадании на них такого топлива с повышенным содержанием этанола, и есть риск чрезмерно быстрой деградации сложных деталей.
По причине того, что спирт гигроскопичен, он будет впитывать в себя влагу, и это может спровоцировать активную коррозию стальных деталей в топливной системе.
Также при заправке топливом 92-Е10 или 95-Е15 может очень быстро начаться процесс очистки бензобака и топливопровода от смолистых отложений, которые неизбежно попадут в форсунку или жиклер и могут их засорить.
Если после заправки автомобиля таким топливом вы заметили, что автомобиль стал хуже ехать, то надо долить в бак обычного бензина, и тогда проблема уйдет сама собой.
Что касается катализатора и кислородных датчиков, то они никак не страдают от использования топлива с содержанием этанола.
Для любого автомобиля время от времени рекомендуется к половине бака бензина добавлять до 0,5 л чистого спирта (96%, в котором нет воды). Спирт смешается в баке с водой на дне и превратится в горючую жидкость, которая во время работы бензонасоса свободно пройдет через топливный фильтр и отравится сгорать в моторе.