Что делать мотоциклистам зимой, чтобы к сезону прийти в нужной форме?

Отвечает Алексей Колесников — ведущий российский FMX-райдер.
Что делать мотоциклистам зимой, чтобы к сезону прийти в нужной форме?
Redbull Content Pool

Тренировки

Для профессионалов тренировки в межсезонье — отдельная работа. Физическая подготовка вне зависимости от сезона — прямая часть для технических видов спорта. В свое время, когда я готовился к Чемпионату мира, у меня было по две (а иногда и три) тренировки в день: с утра я занимался физической нагрузкой, потом был отдых, вечером — тренировка на мотоцикле.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если взять мою структуру фристайл мотокросса, прыжки и соревновательную часть, здесь речь шла о функциональных тренировках. Это скоростная выносливость, большие кардио нагрузки и офп. Я также ездил на велосипеде, а еще по-хорошему нужны бег, плавание или иные кардио нагрузки.

Для меня учитывая мой травматизм (были повреждены связки в коленях, голеностоп и многое другое) бег не сильно подходит. Но это правильная нагрузка: при беге работают все группы мышц и сердце. Я использовал шоссейный велосипед, на котором у меня были достаточно длительные тренировки: это развивает сердечно-сосудистую систему, дыхание, легкие, а также мышцы ног: ведь на мотоцикле основная нагрузка именно на ноги.

Если обратить внимание на наши заезды, можно увидеть, что спортсмен сидит очень мало. Я накатывал по 70 километров на велосипеде, это была интервальная нагрузка: 1–1,5 минуты ускорение, затем пауза до момента, пока пульс не восстановится, затем повторяешь круг, понемногу увеличивая время ускорения. Интервальная нагрузка необходима, потому что мотокросс это жесткий спринт: нам отводили по 1,5 минуты на квалификацию и на полуфинал, три минуты на финал. Но это жесточайшие три минуты, кажется, что это время длится вечно, ты начинаешь заезд уже с повышенным пульсом из-за адреналина.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На трассе присутствуют различные ритмичные секции, на которых «забиваются» руки, ноги, дыхание. Это жесткий-жесткий спринт. Также во фристайл мотокроссе очень полезны тренировки на баланс: я много занимался на баланс борде, брал в руки легкие гантельки. С большими весами здесь работать не совсем правильно, потому что быть крепышом — хорошо, но быть гибким крепышом — гораздо лучше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Добавляем тренировки на растяжку и точечные нагрузки, на то, что ты со сбитым пульсом можешь реагировать. Важны упражнения на реакцию — например, когда ты ловишь теннисный мячик, стоя на баланс борде, или отвечаешь на какие-то вопросы.

Есть еще множество «ментальных» тренировок для психологической подготовки. В общем, здесь очень много всего: если заниматься профессионально, нужно обращаться к специалистам и тренерам, которые составят для райдера индивидуальную программу тренировок и будут контролировать прогресс. Разумнее всего будет заниматься с тренером, который будет следить за кардиограммой и пульсом атлета, будет знать специфику его организма.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я часто наблюдаю, как люди приходят и начинают давить, нажимать и не понимают, для чего они это делают, не зная своих особенностей и «порогов». Самый лучший вариант — в самом начале пройти медицинской обследование, чтобы знать свои параметры и нормы: пульс, пульсовые зоны, допустимые нагрузки, вес и тд. И после этого уже понимать, как можно нагружать себя.

С точки зрения профессиональной сферы для меня немаловажно, чтобы мне было интересно. Правильная нагрузка — очень важная история, потому что каждодневный труд (когда ты бежишь все время куда-то или плывешь) — это жестко. Я стараюсь сделать так, чтобы тренировки были еще и интересными. И таких упражнений достаточно много. Это то, что касается профессионалов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Redbull Content Pool
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подготовка и тренировки в межсезонье

Я профессиональный спортсмен, больше 20 лет в спорте, у меня много чего получилось сделать и еще многое предстоит, но тем не менее, как и все тренеры старой закалки, я говорю всем, что «профессиональный спорт калечит, физкультура лечит».

Поэтому для дорожников, эндуро и тех, кто просто занимается мотоспортом как хобби, самый первый совет: кайфуйте от того, чем вы занимаетесь. Каждый из вас получает удовольствие от езды — это главный аргумент. И конечно же, старайтесь, чтобы любимое дело было безопасно! Для этого нужно правильно экипироваться и заниматься офп. И если дорожная езда не требует большой физической нагрузки (там больше важны твои навыки) то даже любительское эндуро, и тем более трейлы, ралли — это агрессивная техника, лес, грунт, заносы, зацепы, скольжения, подъемы, спуски. В таких условиях на мотоцикле нужно работать, а для этого необходимо научиться правильно стоять на мотоцикле, пользоваться передним и задним тормозом, сцеплением, понимать, как нужно вести себя, если мотоцикл подкидывает, поддает вперед или опрокидывает назад, как смещаться, как владеть телом на мотоцикле.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Приобрести первые свои навыки нужно либо в специализированной кроссовой мотошколе, либо с конкретным тренером по мотокроссу. Именно мотокросс является неотъемлемой частью и базой для всех направлений — для дорожников, триала, эндуро, фристайла. Все мы, в том числе и я, перешли в свои дисциплины из мотокросса. Это хорошая платформа для нужных знаний о двухколесных. Если даже взять шоссейно-кольцевые мотогонки и таких топовых пилотов, как Марко Меландри (это мой хороший друг из Италии), Валентино Росси и многих других — в программах системы подготовки вы увидите, что в их программу включен мотокросс, это прописано в их контрактах.

У гаревого и ледового спидвея — та же самая история. Дима Колтаков и многие другие его сокомандники также уделяют мотокроссу много времени. Потому что если ты можешь управлять мотоциклом на кроссовой трассе, ты можешь управлять им везде. Развивается невероятная чувствительность к технике в опасной ситуации, гипертонус и «гипер чуйка» на все случаи жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ну и как я уже говорил в самом начале, тут немаловажно заниматься физкультурой. Если вы не готовитесь к соревнованиям, не обязательно вылезать из зоны комфорта, нужно просто держать себя в тонусе. Чтобы человек дышал, двигался, был скоординирован, внимателен, трезв. Общефункциональные упражнения на все группы мышц: что-то с гантелями, приседания, отжимания, турничок, брусья — это все работает на вас.

В сезон и не в сезон я с моей дочерью Викой и собаками бегаем в роще. Мы можем добежать до какого-нибудь места, остановиться, сделать упражнения и побежать дальше и это всегда классно! Так что если у вас есть возможность привлечь тренера, который сможет помочь с офп, рекомендую так и поступить. Вы будете всегда систематизированы, дисциплинированы и замотивированы заниматься с тренером, а он подберет программу тренировок специально под вас. Каждый человек индивидуален, у нас есть свои особенности. Поэтому я не очень люблю, когда меня спрашивают, «Что ты можешь посоветовать? А что делаешь ты?» Я очень много всего делаю, и есть вещи, которые просто не подойдут другим людям: мы все разные. Это нужно понимать и учитывать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы не терять навык...

У нас дорожный мото сезон начинается с апреля-мая и заканчивается в октябре. Я все равно советую мотоциклистам зимой не забрасывать технику и пересаживаться на что-то новое: это может быть снегоход или квадроцикл. Да, техника езды тут иная: другие свесы, наклоны, захват, сносы, зацеп... Но вы все равно имитируете какие-то движения, схожие с тем, что вы делаете на мотоцикле, а это лучше, чем ничего.

Если вы любитель — держите себя в тонусе и делайте то, что нравится!