Что будет с авто, если сломается термостат
Термостат представляет собой небольшой механизм, принцип работы которого и форма не меняются уже очень много лет. Он работает без электричества и какого-либо внешнего приложении механических сил. Все, что ему нужно — это изменение температуры охлаждающей жидкости. Термостат находится внутри контура, по которому циркулирует ОЖ.
Когда двигатель холодный и температура ОЖ фактически равняется температуре окружающей среды, то клапан термостата закрыт. После запуска двигателя, температура ОЖ в блоке двигателя постепенно начинает расти, при этом охлаждайка под воздействием лопастей водяного насоса и в результате естественной конвекции начинает циркулировать внутри блока, охлаждая стенки цилиндров. Поток ОЖ буквально упирается в термостат. Но из-за того, что ее температура еще слишком низкая, термостат остается в закрытом положении, и жидкость продолжает обращаться в основном только внутри блока двигателя — по малому кругу.
По мере того, как мотор работает, температура ОЖ растет, и в какой-то момент она достигает определенной отметки — это может быть 91, 92 или даже 95 градусов Цельсия. Как только нагретая до этой температуры жидкость достигает термостата, то его клапан начинает медленно приоткрываться, позволяя нагретой ОЖ перетекать в другую трубу. Так запускается обращение ОЖ по большому кругу и теперь нагретая жидкость попадает в автомобильный радиатор охлаждения. Там она частично смешивается с холодной ОЖ, и охлажденная в радиаторе жидкость теперь может поступать к блоку двигателя, чтобы охладить его.
Теперь ОЖ циркулирует по всей системе охлаждения, и двигатель не перегревается выше температуры открытия термостата — в каждом автомобиле инженеры устанавливают свою рабочую температуру для двигателя в соответствии с его мощностью и другими параметрами.
Таким образом, термостат помогает мотору после запуска быстрее достичь рабочей температуры, а затем помогает ему поддерживать ее. Когда мотор выключается, то температура ОЖ постепенно снижается, и когда она оказывается ниже запроектированной отметки, то клапан термостата медленно закрывается. Термостат является достаточно надежным механизмом, но и он может выйти из строя. Существует два варианта неисправности:
- Термостат не открывается. В этом случае температура внутри малого круга достигает нужной отметки, но клапан термостата остается в закрытом положении. И ОЖ продолжает циркулировать там, набирая температуру все выше и выше. Охлаждайка не попадает в радиатор, и температура внутри блока растет дальше, и может достичь критической отметки. Если это произойдет, то ОЖ может закипить, а двигатель получит сильный перегрев. Из-за этого металл блока цилиндров может деформироваться, а этом может привести к нарушению герметичности масляной и охлаждающей системы, и в цилиндры и в масло может попасть ОЖ. Такая неисправность потребует разборки двигателя, дефектовки и капитального ремонта.
- Термостат не закрывается. Если это произошло, то после запуска мотора ОЖ будет циркулировать сразу по большому кругу, и двигателю придется долго работать для того, чтобы разогреться. В холодное время года он может даже и не выйти на рабочую температуру, из-за этого все детали внутри него будут работать внатяг. Это повышает износ всех пар трения и сокращает ресурс двигателя. Мотор начинает потреблять слишком много топлива. Кроме того, в салоне автомобиля будет очень холодно, радиатор отопителя не будет получать теплую ОЖ.
Некоторые автолюбители, столкнувшись с теми или иными симптомами неисправности в термостате, вытаскивают его и пробуют проверить его работу: бросают его в кипящую воду, например, в кастрюлю, и наблюдают за открытием клапана.
Интересно, что термостат может нормально открываться при достижении водой нужной температуры и так же штатно закрываться при охлаждении воды в кастрюле. Но, будучи установленным на свое место в автомобиле, может не срабатывать внутри тока ОЖ под давлением.
Если вы заметили какую-то странность в поведении стрелки датчика температуры ОЖ на блоке, то незамедлительно меняйте термостат на новый, желательно оригинальный, с той температурой открытия, которая предусмотрена инженерами автозавода. Эта цифра обычно указана на корпусе старого термостата, но если там нет никаких маркировок, то лучше уточнить эту температуру в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Посмотрите краткую инструкцию о том, как заменить термостат своими руками: