Использование владельцами Tesla автопилота привело к сотням ДТП

Американский регулятор установил, что функция автономного вождения в электромобилях Илона Маска фатально опасна.
Использование владельцами Tesla автопилота привело к сотням ДТП
Архивы пресс-службы
Содержание статьи

Бородатый анекдот: мужик увидел у соседа на машине разбитый задний бампер и спрашивает, что стряслось. Сосед рассказывает: «Еду, вижу две девушки стоят с открытым капотом, дай думаю помогу. Взял на буксир. Едем. И тут на светофоре меня сзади кааааак долбанут! Выбегаю из машины, смотрю — а эти две на заднем сиденье журнал листают». Занавес.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Смертельные гонки

В реальной жизни ДТП из-за водителей, «забивших» на управление, совсем не смешные. В марте 2023 года старшеклассника из Северной Каролины при выходе из школьного автобуса сбила Tesla Model Y, ехавшая на автопилоте. Расследуя это и другие дорожные происшествия с электромобилями Tesla, NHTSA (Национальное агентство по безопасности дорожного движения США) обнаружило, что множество ДТП произошло из-за невнимательности водителя в сочетании с недоработками передовых технологий автономного вождения. Проще говоря, водители включали автопилот и переставали следить за дорогой, а Tesla не предусмотрела механизмов, которые не позволили бы человеку полностью выключиться из процесса управления. Как утверждают в NHSA, это стало причиной сотен аварий с десятками смертей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
скриншот из видео

С чего все началось

Расследование NHTSA инициировали после нескольких случаев наезда Tesla на автомобили экстренных служб, стоявшие у обочины с включенными по всем правилам проблесковыми маячками, габаритными огнями и выставленными дорожными конусами и светящимися предупреждающими знаками. Электроника электромобилей игнорировала визуальные сигналы, а водители не были сконцентрированы на дороге и им не хватало времени среагировать и перехватить управление.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В общей сложности NHTSA проанализировало 956 ДТП с января 2018 по август 2023 годов. Они унесли жизни 49 человек. В 211 из них Tesla врезались передней частью в другие машины или препятствия. 14 человек погибли, 49 были ранены. В NHTSA полагают, что автопилот Tesla может быть «виновен» в гораздо большем количестве ДТП, но установить это точно сложно из-за пробелов в предоставленной компанией телеметрии.

Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Беспечность и недоработки

В Tesla отметили, что предупреждают покупателей о том, что им нужно быть внимательными при использовании функций автопилота, смотреть на дорогу и держать руки на руле. NHTSA считает, что водители все равно становятся слишком расслаблены и теряют концентрацию, поэтому, когда они пытаются среагировать, зачастую уже слишком поздно.

Основная претензия агентства к компании Илона Маска в том, что Tesla не обеспечивает эффективных механизмов принуждения водителя к сохранению контроля.

В 59 случаях, считают в NHTSA, у водителей Tesla оставалось достаточно времени среагировать — 5 секунд или больше до столкновения. В 19 из этих случаев опасность была очевидна за 10 секунд до аварии или раньше. Как показали логи и данные, предоставленные Tesla, водители либо не успевали затормозить или вырулить, либо даже не пытались этого сделать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
скриншот из видео
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Автопилот, который не автопилот

В NHTSA также обнаружили различие в устройстве и настройках автопилота Tesla с системами аналогичного уровня автоматизации (L2) на машинах других марок. При попытке водителя скорректировать направление вручную, автопилот «Теслы» как правило отключается. По мнению NHTSA, из-за этого водители избегают вмешиваться в работу автоматики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Регулятор раскритиковал даже само наименование функции — по мнению NHTSA, слово «автопилот» преувеличивает возможности системы, заставляя ошибочно считать, что машине не нужен водитель. Калифорнийский дептранс уже начал в отношении Tesla расследование по поводу введения покупателей в заблуждение.

Справка MT: согласно общепринятой классификации, полноценным автопилотом без участия водителя считаются системы начиная с 3 уровня автоматизации (L3). Все остальное — просто ассистент. Подробнее об этом ниже.

Уровни автоматизации вождения по SAE

Американская ассоциация автомобильных инженеров (SAE) и Международная организация по стандартизации (ISO) выделяют шесть уровней автоматизации управления машиной. На уровнях c 0 по 2 водитель обязан участвовать в управлении даже при включенных ассистентах — следить за дорогой и быть готовым вмешаться. На уровне 3 водитель может бездействовать, но обязан перехватить управление по команде электронного ассистента. На уровнях 4 и 5 это не потребуется.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • L0: Базовый уровень помощи, сводится к предупреждениям и таким функциям как автоматическое экстренное торможение при угрозе столкновения, мониторинг слепых зон, сигнализация о сходе с полосы.
  • L1: Автоматика может делать одно из двух — подруливание ИЛИ контроль скорости. Можно задействовать адаптивный круиз-контроль ИЛИ систему удержания в полосе.
  • L2: Автоматика может одновременно контролировать и направление, и скорость. То есть адаптивный круиз-контроль и система удержания в полосе могут быть задействованы вместе.
  • L3: Возможно полностью беспилотное движение при соблюдении ряда необходимых условий. Например, езда без участия водителя в пробке.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • L4: Полноценный автопилот с ограничениями по району или условиям езды. Например, беспилотное городское такси. Педали и руль могут отсутствовать.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • L5: Автопилот без ограничений и физических органов управления.
Архивы пресс-службы

Реакция Tesla

Tesla отреагировала на расcледование NHTSA добровольным отзывом автомобилей для перепрошивки. В новой версии ПО стало больше предупреждений. Но экспертам NHTSA этого показалось мало и они запустили новое расследование.

При этом сам Илон Маск продолжает утверждать, что Tesla находится на пороге выпуска полностью автономного автомобиля для личного пользования. В конце этого года компания планирует представить роботакси, работающее по принципу «убера». Во время отчета перед инвесторами за первый квартал 2024 года Маск вновь настаивал, что его машины безопаснее автомобилей, управляемых человеком.

«Если у вас есть статистика, доказывающая, что беспилотный автомобиль, скажем, в два раза реже попадает в аварии, чем автомобиль с человеком за рулем, на мой взгляд, это трудно игнорировать, — заявил Маск. — Потому что отказ от беспилотных технологий в таком случае приведет к гибели людей».