Как не потерять деньги, купив убитое такси вместо нормального авто: эксперты рассказали, на что смотреть при выборе
Рынок подержанных автомобилей в России переживает непростые времена и выбор хороших и недорогих машин сильно сузился. Неопытный покупатель в погоне за дешевизной может приобрести машину из такси со скрученным пробегом. По данным «Российской газеты», только в московском регионе насчитывается свыше 160 тысяч такси и большая их часть попадает в итоге на вторичный рынок. Издание узнало у экспертов по подержанным автомобилям из компании Fresh, как распознать «такси в мешке».
Модели из «группы риска»
Сегодня в такси представлены десятки моделей автомобилей разных классов. Самые популярные в Москве — Volkswagen Polo, Skoda Rapid, Skoda Octavia, Toyota Camry, Hyundai Solaris, Hyundai Sonata, Kia Optima, Kia K5 и Kia Rio. Раньше у таксопарков были в большом почете Ford Focus и Ford Mondeo, что было вызвано во многом наличием во Всеволожске завода по производству автомобилей с синим овалом. Но чем дальше от столицы, тем причудливее и шире разброс таксомоторов по маркам и моделям.
По мнению технического директора автомобильного маркетплейса Fresh, Максима Рязанова, практически любая модель автомобиля может иметь опыт работы в такси, за исключением пикапов, кабриолетов и спортивных машин. Поэтому ориентироваться только на марку — не выигрышная стратегия.
Особые цвета и комплектации
В СССР определить машину из такси было проще простого. «Волга» ГАЗ-24 для таксопарков имели обозначение 24-01 и красились сначала в светло-зеленый, а затем в лимонный цвета. Под капотом был дефорсированный под 76-й бензин двигатель 85 л.с. Салон был из кожзама без тканевых вставок, что делало его легким в уборке.
Сегодня специально для российских таксистов автомобили никто не производит. А цвет у машины из такси может быть любым — все равно их зачастую оклеивают пленкой. Но именно пленка, точнее, ее остатки, могут выдать использование машины извозчиком. По словам собеседников «Российской газеты», пленку сложно удалить бесследно. Ее остатки и следы клея можно найти на стыках кузовных панелей и в укромных местах кузова, а если она закрывала только часть машины, будет видна еще и разница в оттенке между участками под пленкой и без.
С точки зрения комплектации таксопарки обычно стараются приобретать машины с автоматом, но в самой скромной комплектации — белого цвета, без кожаной отделки, литых дисков, продвинутого климат-контроля и электрических задних стеклоподъемников.
Скрученный пробег
Автомобилю в такси ничего не стоит накатать за год сотню тысяч километров. За пять лет пробег перевалит уже за несколько сотен тысяч км — на таком пробеге двигателю уже бывает необходим капитальный ремонт. При продаже такой машины у продавца велик соблазн скрутить пробег. В России, в отличие от некоторых европейских стран, уголовной ответственности за это не предусмотрено.
Раньше скрученный пробег можно было определить лишь по косвенным признакам вроде стертых педалей, руля и рукоятки КПП, хотя самые ушлые продавцы часто заменяют эти детали на более новые. Однако по мере цифровизации и развития разнообразных сервисов у покупателей появился доступ к достоверной истории автомобилей на рынке.
Купив за символические деньги доступ к отчетам на популярных классифайдах, можно узнать много полезного и интересного. Например, что у машины была лицензия на работу в такси.
Еще один надежный источник сведений о машине — чтение записей в различных электронных блоках через диагностический разъем. О том, что с пробегом мухлевали, расскажет несоответствие показаний одометра логам КПП или блока управлением двигателем. Например, на одометре может быть 100 000 км, а КПП покажет, что прошла 250 000 км или в «мозгах» будет висеть ошибка на пробеге в 200 000 км. Правда, сейчас и такие расхождения научились корректировать — все зависит от марки машины и готовности продавца к таким заморочкам.
Как с большой вероятностью определить машину из такси невооруженным взглядом
Неравномерный износ элементов салона. Таксисты часто укрывают сиденья чехлами и используют накладки на руль, чтобы сохранить эти наиболее подверженные износу детали. При этом дверные карты и рукоятки дверей, особенно сзади справа, могут напротив иметь следы активного использования — проплешины, потертости, сглаженную текстуру относительно остального материала. Разница в усилии открывания дверей и состояние петель тоже может сказать о том, какая дверь открывалась наиболее часто.
Состояние заднего правого сиденья. Чаще всего в такси ездит один пассажир, и садится он, как правило, сзади справа. Подушка в этом месте будет скорее всего менее упругой, это легко понять собственной «пятой точкой», посидев на обеих половинах заднего дивана.
Состояние передней панели. Передняя панель может выдать таксомоторное прошлое машины следами установки гаджетов — многие таксисты вешают сразу несколько смартфонов, чтобы принимать заказы сразу со всех агрегаторов. Обращайте внимание на отметины на дефлекторах вентиляции, царапины на пластике, следы от присосок и наклеек на стеклах.
Следы кузовного ремонта. «Российская газета» приводит данные Банка России, согласно которым таксисты попадают в аварии в 7,4 раза чаще простых водителей. Так как машина должна приносить доход, а не простаивать, ремонт делается быстро и по минимальным расценкам, а значит, зачастую он не особо качественный. Несоответствие зазоров, мелкие вмятины, разница в оттенках краски, отметины от установок фонарей с шашками — все это может выдать бывшего трудягу, как и выраженная «бордюрка» со стороны пассажира от постоянного притирания к обочине.
Неубиваемые подержанные автомобили ценой до 500000 рублей