Как проверить систему охлаждения двигателя перед наступлением лета?
Уже весной имеет смысл озаботиться проверкой этой системы и устранению неисправностей, чтобы не дожидаться жарки дней лета, когда эти неполадки могут привести к большим неприятностям.
Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке
Он должен быть всегда на одном и том же уровне, когда вы проверяете его при холодном двигателе. Периодическое снижение уровня ОЖ в бачке – тревожный симптом, который означает утечку жидкости где-либо. Эту утечку нужно локализовать и устранить, чтобы недостаток ОЖ в системе не привел к перегреву мотора.
Крышка на расширительном бачке
Эта крышка имеет клапан, который позволяет стравливать избыточное давление, которое образуется в результате нагревания охлаждающей жидкости. Если клапан не будет работать, то это может привести к неприятным последствиям. Замерший в закрытом состоянии клапан не будет сбрасывать давление, в результате чего может лопнуть расширительный бачок и антифриз будет вытекать из него при работе двигателя. Температура в системы будет повышаться, из-за чего может наступить перегрев двигателя.
Проверить простую работу клапана можно так: открутите крышку и сожмите один из толстых резиновых патрубков системы охлаждения двигателя, затем закрутите крышку на бачке и отпустите патрубок. Если патрубок принял свою форму, то клапан в крышке работает нормально.
Но важно понимать, при каком именно давлении он должен срабатывать – эти значения у разных автомобилей могут отличаться. Узнать точное значение вы можете в спецификациях к вашей модели. Например, клапан в крышке расширительного бачка должнен открываться при 1,4 атм – не больше и не меньше.
Тогда вам нужно снять бачок с автомобиля, заглушить все лишние отверстия при помощи подходящих болтов, и оставить только один раструб. При помощи хомута закрепите на нем резиновую трубку подходящего диаметра и подсоедините ее свободный конец к автомобильному насосу или компрессору.
Создав давление в бачке, при помощи манометра вы можете увидеть, при достижении какого значения клапан в бачке будет сбрасывать излишек давления. Если эти показания сходятся с тем, что указано в спецификации к этому двигателя, значит, все в порядке. В противном случае как можно скорее замените старую крышку на новую.
Целостность расширительного бачка
Обязательно загляните в пространство под бачок, там все должно быть сухо. Если же в расширительном бачке уже имеется трещина, то под ним постоянно будет скапливаться жидкость, и вы это заметите. Если так, то замените старый бачок на новый.
Работа термостата Если ваш автомобиль стал дольше прогреваться до нужной температуры или же стрелка температуры ОЖ так никогда не выходит на нужный уровень, то есть вероятность, что термостат сломался и застыл в открытом положении. При езде летом такое положение не грозит ничем опасным для двигателя, но тогда вы можете замечать повышенный расход топлива и ухудшение динамики при движении машины. Рекомендуем заменить термостат на новый, хотя некоторые водители принципиально снимают термостат на летнее время.
Иногда бывает и так, что двигатель быстро нагревается и даже есть перегрев – это свидетельствует о том, что клапан термостата сломался и теперь он всегда закрыт. В этом случае термостат нужно как можно скорее заменить.
Патрубки системы охлаждения
У автомобилей с пробегом часто происходит деградация резиновых патрубков, по которым циркулирует охлаждающая жидкость. Это может произойти как на видном месте, и тогда вы заметите протечку сразу же. Но чаще всего патрубки трескаются в труднодоступном месте так, что снаружи это незаметно.
И лишь при работе двигателя через эти щели ОЖ начинает под давлением сочиться и капать на двигатель. Вы очень долго можете не замечать утечки ОЖ, пока однажды эта щель не расширится, и во время поездки вы не заметите клубы белого дыма из-под капота. Следите за состоянием патрубков, периодически меняйте их на новые, не дожидаясь их разрыва.
Водяной насос
Чаще всего помпа выходит из строя следующим образом: у нее изнашивается подшипник, на котором крутится шкив, в результате чего соосность движения шкива пропадает, и из-под сальникового уплотнения начинает протекать охлаждающая жидкость.
Вы это можете заметить по мокрым следам в районе помпы, на ней и под шкивом. В этом случае надо заменить вышедший из строя водяной насос на новый, и вместе с этим рекомендуется поменять и ремень привода водяного насоса.
Радиатор охлаждения
При возникновении течи из радиатора вы можете заметить мокрые следы под автомобилей в передней части. Необходимо как можно скорее определить место утечки.
Если утечка происходит из медного радиатора, то эти места можно запаять оловом, и радиатор будет служить еще очень долго. Пайкой радиаторов занимаются многие автосервисы, но вы можете сделать это и сами. Для этого нужна лишь пропановая горелка или мощный электрический паяльник, а также паяльная кислота и пруток олова.
Алюминиевый радиатор тоже можно починить при помощи ручной TIG-сварки в среде аргона – такой ремонт в специализированном сервисе будет стоит гораздо дешевле, чем приобретение нового радиатора.
Если же вы заметили, что утечка в радиаторе происходит из пластиковой детали, то лучше все же приобрести новый радиатор. Дело в том, что пластик с течением времени и под воздействием перепада температур физически деградирует, и никакой локальный ремонт в виде пайки или холодной сварки не вернет пластику его первоначальные свойства. Пластик все равно будет трескаться в других местах, даже если вам удастся его восстановить в месте трещины.
Прокладка блока цилиндров
Если вы заметили, что между головкой блока и самим блоком цилиндров двигателя есть потеки масла или просто влажные места, то это может означать о том, что прокладка больше не является герметичной. При этом масло и охлаждающая жидкость могут смешиваться.
При попадании масла в систему охлаждения вы заметите внутри расширительного бачка масляные следы на поверхности. Также в самом масле будет заметно появление бело-желтой эмульсии. В любом случае необходимо заменить эту прокладку на новую, потому что попадание антифриза в масло способно заметно сократить ресурс работы мотора.
Вентилятор
В зависимости от конструкции, в вашей машине может быть вентилятор с вискомуфтой, закрепленный на шкиве, или же электрический вентилятор, который включается при поступлении сигнала от датчика температуры внутри блока двигателя.
Обязательно следите за тем, чтобы вискомуфта, температурный датчик и сам электрический вентилятор были в рабочем состоянии – это важно для правильной работы системы охлаждения двигателя, в особенности в теплое время года.
Охлаждающая жидкость
В зависимости от типа охлаждающей жидкости, которая применяется в вашем автомобиле, срок ее службы может быть от 2 до 5 дет. Рекомендуем не пропускать эти интервалы и вовремя менять ОЖ целиком.
При этой процедуре также следует снимать радиатор охлаждения с автомобиля и промывать его внутри от грязи и ржавчины, а также прочищать и промывать его соты и решетку снаружи от пыли и тополиного пуха. Так вы сделаете работу охлаждающей жидкости более эффективной и продлите жизнь двигателю.