Как проверить ступичный подшипник и понять, в каком он состоянии?
Первый симптомы износа подшипников ступицы, достигшего недопустимого уровня, вы можете почувствовать по возникающему гулу, который отчетливо слышен во время поездки на скорости свыше 70 км\ч. Причем во время движения вам будет трудно локализовать место, откуда он идет. Спереди или сзади, слева или справа?
Через какое-то время к гулу может добавиться вибрация на руле, которой раньше вы не наблюдали. Она может никак не проявлять себя на скоростях 60-70 км\ч, а вот при достижении 80 км\ч и выше эта вибрация может стать настолько заметной, что списать ее на неровности дороги будет невозможно.
Оба этих факта опытному механику скажут о том, что подшипники ступицы пришли в негодность, и их нужно поменять на новые детали. Но для окончательного диагноза лучше всего провести несколько простых действий на стоящей машине.
- Поднимите автомобиль домкратом и вывесьте ведущие колеса, зафиксировав машину страховочными стойкам. Подложите под колеса, оставшиеся стоять на поверхности, противооткатные башмаки или кирпичи.
- Попросите помощника сесть в машину и завести двигатель. Пусть он включит скорость и будет готов начать на тормоз в случае необходимости.
- Во время кручения ведущих колес послушайте, какие звуки они издают. Перекатывание шариков на небольшой скорости – это уже нехороший признак. Нарастающий гул на быстро крутящемся без нагрузки колесе – явный симптом изношенного подшипника.
- Попросите помощника нажать на тормоз и выключить двигатель.
- Неведущие колеса можно проверить по схожей технологии, вывесив эту ось и зафиксировав автомобиль страховочными стойками.
- Раскрутите колесо рукой. Если оно крутится беззвучно, то это означает, что подшипник ступицы в работоспособном состоянии. Но любой шум и гул должен вас насторожить.
- Покачайте неподвижное диагностируемое колесо по вертикали и по диагонали – при явной выработке подшипника вы услышите легкий стук и рукой почувствуете небольшое перемещение колеса в указанных плоскостях.
- Иногда легкий износ ступичного подшипника такими методами не определить. Для полной гарантии слегка постучите рукой по краю покрышки подвешенного колеса. Если в этот момент нет никаких постукиваний в районе центра колеса, то все в порядке. Посторонние звуки и биение в этот момент – это сигнал о том, что подшипник уже не идеален.
- Очень хорошо помогает понять степень изношенности простукивание двух разных колес на оси – левого и правого. Обычно быстрее выходят из строя подшипники на правой стороне машины, потому что эти колеса чаще наезжают на обочину дороги, где больше неровностей, да и водитель всегда стремится интуитивно при езде увести ближайшее к нему левое колесо от ямы или другой неровности, а правому колесу такой привилегии почти не достается.
Если вы заметили, что один из подшипников на ступице пришел в негодность, то можете смело заказывать пару: второй подшипник вряд ли прослужит очень долго, и его вскоре постигнет та же участь. Отсюда правило – менять запчасти парами.