Как устроен «тракторогаз» БВСМ-80

Многие видели этот автомобиль на снимках и дивились «вот же странно иногда работает инженерная мысль». Да, это действительно ГАЗ-53 с колёсами и гусеницами. Разберёмся, что он собой представляет и зачем появился.
Как устроен «тракторогаз» БВСМ-80

Условно вездеход БВСМ-80 можно назвать ГАЗ-52 + ДТ-75. То есть это гибрид серийного грузовика ГАЗ-52 и трактора ДТ-75. Название автомобиля расшифровывается «Быстроходная вездеходная санитарная машина образца 1980 года». Правда, в 1980-м концепцию только задумали, а сама машина самостоятельно проехала первые несколько метров лишь в 1983-м.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Создателем концепции был инженер Рем Николаевич Уланов. Его идеей было создание санитарной машины, которая, с одной стороны, могла бы быстро передвигаться по шоссе и при этом не портить асфальт, а с другой — преодолевать любые завалы и буреломы, подобно трактору. Но военные проектом не заинтересовалось (речь шла именно о военно-санитарном автомобиле) и поддержку нашли у заместителя министра здравоохранения РСФСР Н.И. Сидорова

Но у медиков было меньше денег и приоритета, чем у армии. И поэтому концепция оригинального транспортного средства была отвергнута. Уланов получил финансирование и задачу построить такой вездеход из серийных узлов ГАЗика и трактор ДТ-75. В 1983 году первый и единственный экземпляр БВСМ-80 был построен на механическом заводе Мособлздрава в Куриловске. Смешно, но испытания машины проходили в Битцевском парке в Москве, потому что Уланов жил в Чертаново, и ему было удобно добираться до места испытаний. Также были испытания в Подмосковье.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Машина в ходе испытаний претерпела серьёзные изменения — в частности, её длина уменьшилась с 5540 до 4840 мм, катков стало 4, а не 6. Пусть вас не обманывает крест на борту — внутри не было никакой медицинской начинки, это был просто голый кузов. К сожалению, с началом Перестройки финансирование отозвали, Уланов слёг в больницу с инфарктом, отвечающие за вопрос чиновники «полетели» со своих постов, а машину разрезали на металл после нескольких лет гниения на Шелепихинской набережной.

К слову, Рем Уланов, помимо всего прочего, был блестящим моделистом-конструктором. Его прекрасные модели являются экспонатами ряда музеев, в том числе Музея автомобильного транспорта.