Как выглядят современные луноходы и что стало с их предшественниками из СССР и США?
Частные компании Intuitive Machines, Lunar Outpost и Venturi Astrolab выбраны NASA для участия в конкурсе на новый луноход — точнее, пилотируемый луномобиль Lunar Terrain Vehicle (LTV). На нем поедут по Луне астронавты миссии Artemis 5, намеченной на 2030 год, и последующих экспедиций. У победителя тендера будет возможность освоить бюджет в 4,6 млрд долларов, рассчитанный на 13 лет. Но на конкурсный проект у бизнесменов есть всего год.
Луномобиль вдохновлен лунными багги, на которых астронавты катались по спутнику Земли в 70-х годах и будет во многом схож с ними: четыре колеса, электрический привод и открытая кабина. Но в отличие от предшественников LTV сможет ездить по Луне в полностью автономном режиме без водителя — это позволит не прерывать миссии на время отсутствия астронавтов. От будущей лунной машины потребуется способность работать в течение двухнедельных лунных ночей при температуре до -130 градусов Цельсия.
FLEX
Ходовой прототип ровера FLEX от Venturi Astrolab уже показывали на авиашоу в Ле Бурже в 2023 году и даже давали тестировать бывшему астронавту Крису Хэдфилду. У машины грузоподъемностью 1500 кг инновационные деформируемые колеса, способные обтекать рельеф на скоростях до 20 км/ч.
Lunar Dawn
Концепт Lunar Dawn от Lunar Outpost делает ставку на многофункциональность трансформируемой грузовой платформы с роботизированным манипулятором.
Moon Racer
Проект Intuitive Machines под названием Moon Racer пока ограничивается красивым рендером без подробностей, но с обозначением ключевых партнеров: Northrop Grumman и Boeing (системы управления, интеграция с посадочным модулем, проведение тестов, изготовление ровера и технический контроль миссии), Michelin (колеса), AVL (ходовая часть и электрический привод).
Предыдущие луноходы
Миссия Artemis 5 станет первой высадкой астронавтов на Луну с 1972 года. Лунный автопарк, между тем, уже насчитывает не меньше восьми колесных транспортных средств, но только одно из них все еще на ходу (но это не точно). Итак, кто и на чем успел поездить по спутнику Земли?
СССР
Луноход-1
Луноход-1 прилетел на спутник Земли 17 ноября 1970 года на автоматической межпланетной станции Луна-17, прилунившись в районе Моря Дождей. Первопроходец опирался на восемь колес, был изготовлен из сплава магния на заводе имени Лавочкина в подмосковных Химках и весил 756 кг. В герметичном приборном отсеке в форме усеченного конуса находились аппаратура, солнечные батареи, аккумуляторы, изотопный источник тепла и система терморегулирования. Экипаж лунохода состоял из 5 человек и располагался на Земле, в Центре дальней космической связи под Евпаторией в Крыму.
Итоги миссии
За без малого год аппарат проехал по Луне 10,5 километра со скоростью до 2 км/ч. Передал 200 телефотометрических панорам лунных ландшафтов и около 20 тысяч снимков малокадрового телевидения, тщательно изучил свойства и состав лунного грунта. Окончил работу 4 октября 1971 года после выработки ресурса изотопного источника тепла.
Луноход-2
В январе 1973 года автоматическая межпланетная станция Луна-21 доставила на планету «Луноход-2». Аппарат начал свою миссию в кратере Лемонье на восточной окраине Моря Ясности. Второй советский луноход прибавил в весе по сравнению с предшественником — 836 кг. На него установили дополнительные камеры, что облегчило управление и позволило увеличить скорость движения.
Итоги миссии
Аппарат проработал на поверхности Луны с января по май 1973 года и проехал за это время более 40 км. Это был не предел, но 9 мая «Луноход-2», пытаясь выбраться из кратера, забуксовал и засыпал себя реголитовой пылью. Она попала на солнечные батареи и радиатор-охладитель, в результате чего ровер стал перегреваться и у него упал ток зарядки аккумуляторов. Для планетохода это оказалось фатально, и миссию пришлось завершить. Но о луноходе не забыли — в 1993 году американский бизнесмен приобрел артефакт на аукционе за 68,5 тыс. долларов. Покупку с Луны он так и не забрал.
США
Lunar Roving Vehicle
Первый полноценный лунный автомобиль был разработан и изготовлен корпорацией Boeing для программы «Аполлон» в 70-е годы.
Четырехколесный двухместный ровер длиной 3 метра весил 210 кг. Он приводился в движение четырьмя электромоторами (по одному на каждое колесо), работавшими от серебряно-цинковых батарей. Колеса для машины разработала General Motors. Они представляли собой алюминиевые диски с покрышками из плетеной стальной проволоки и титановым протектором. На Луну машина доставлялась в разобранном виде. Всего было построено три ровера — для миссий Аполлон-15, Аполлон-16 и Аполлон-17. Все они по окончании использования остались на Луне.
Благодаря роверам астронавты могли передвигаться по планете со скоростью до 18 км/ч и собирать тяжелые образцы — однажды прихватили булыжник весом 11 кг. Дальность поездок ограничивали возможности скафандров — запаса систем жизнеобеспечения должно было хватить на обратный путь пешком на случай поломки автомобиля. Наибольшее удаление составило 7,6 км во время миссии Аполлон-17. За время трех экспедиций — Аполлон–15, Аполлон-16 и Аполлон-17 — астронавты проехали за рулем 28, 27 и 36 км соответственно.
Китай
«Нефритовый заяц»
Так переводится с китайского «Юйту», название китайского лунохода, приступившего к работе на Луне спустя 40 лет после второй советской миссии. Станция «Чанъэ-3» с планетоходом из Поднебесной села в Море Дождей 14 декабря 2013 года. Аппарат весил 140 кг, имел шесть колес, мог передавать видео в реальном времени и был оборудован сенсорами для автоматического предотвращения столкновений. На нем использовался радиоизотопный источник тепла российского производства. Для исследования лунного грунта «Зайца» вооружили манипулятором, георадаром и спектрометром.
«Юйту» проработал на Луне 31 месяц. Правда, из-за неполадок с механическим контролем движения большую часть этого времени он функционировал в стационарном режиме, успев проехать только 115 метров. Луноход позволил обнаружить новые типы лунной породы и передал на Землю множество снимков поверхности планеты, себя самого и станции «Чанъэ-3».
«Юйту-2»
3 января 2019 года к работе на Луне приступил китайский луноход «Юйту-2». Конструктивно он аналогичен «Нефритовому Зайцу-1». Второй аппарат впервые в истории исследовал темную сторону Луны, стартовав из кратера фон Кармана. Он нашел там липкий грунт и стеклянные сферы, которые, судя по всему, образовались в результате теплового воздействия от ударов метеоритов. Судя по отсутствию новостей о завершении миссии, все еще продолжает свою работу.
Индия
«Прагъян»
Спускаемый модуль «Викрам» индийской станции «Чандраян-3» с луноходом «Прагъян» прилунился 23 августа 2023 года. Индийский планетоход весил всего 26 кг и был рассчитан на один лунный день автономной работы (около 14 земных суток). На каждом из шести колес ровера был оттиснут логотип Индийской организации космических исследований ISRO, благодаря чему аппарат оставлял на поверхности планеты брендированные отпечатки-«автографы». Для анализа лунного грунта луноход использовал лазерный и рентгеновский спектрометры.
Итоги миссии
Двигаясь со скоростью 36 м/ч (1 см в секунду), «Прагъян» преодолел за 10 дней расстояние 101,4 м и выявил в составе лунного грунта серу, кальций, железо, хром и другие элементы. Затем на время лунной ночи его перевели в спящий режим, но на связь он больше так и не вышел.