Какие китайские автомобили заменили ушедшие бренды
Вместо Mazda
Так «народная» Mazda, за чьей «тройкой» первого поколения выстраивались в очереди те же люди, что покупали Ford Focus, к началу 20-х годов переориентировалась на премиум. Таких примеров много.
И все же некое понимание автоиерархии у россиян было. Давайте разбираться, как она выглядит сегодня, и, раз уж упомянули Mazda, начнем с тех, кто ее заменил. Самые прямые связи у этого японского бренда в Китае с Changan.
Во-первых, сегодня новые Mazda попадают в нашу страну в том числе с совместного предприятия Changan-Mazda.
Во-вторых, именно с Changan японцы планируют выпускать преемника Mazda6 под именем EZ-6. И, наконец, в-третьих, кроссоверы UNI — суббренда Changan — делают ставку на традиционно «маздовские» ценности: яркую внешность и управляемость.
Вместо Skoda/VW
Со стороны может казаться, что седаны Changan — Uni-V и Uni-L (он же Lamore) ближе к лифтбэкам Skoda: Octavia и Superb. Их объединяет также и привычный адептам чешской марки простор на заднем ряду, но дальше начинаются различия.
Багажный отсек вместительным не назовешь, удобных «шкодовских» интерьерных решений Simply Clever тоже не подвезли, да и с опциями непросто: в базовой версии Uni-V не будет датчика дождя, автоматического дальнего света, климат-контроля и подогрева сидений (даже в топовой комплектации он есть только у водителя, а подогрева руля нет вовсе). Что же касается Lamore, то тут в принципе комплектация всего одна и тоже достаточно скромная: водителя погреют — и на том спасибо.
Для скучающих по VW Taos, Skoda Karoq, Skoda Rapid и VW Polo существует бренд Jetta, который с недавнего времени представлен на российском рынке официально.
История его возникновения примечательна тем, что у глобального Volkswagen в Китае существуют совместные предприятия с несколькими локальными игроками: SAIC, FAW и JAC.
Первое из них было основано еще в 1984 году и стало вторым предприятием с иностранным участием в китайском автопроме. Но в контексте нашего разговора интересно другое СП, созданное в 1988 году Audi и FAW (большой VW присоединился к нему позднее). В его рамках 26 марта 2019 года и был запущен суббренд Jetta, причем сразу с тремя моделями: седаном VA3 и кроссоверами VS5 и VS7, которые имеют родственные связи с Seat Ateca, Skoda Karoq и VW Taos, а отличаются друг от друга лишь вместимостью салона и багажника.
Компактный седан VA3, созданный на схожей с Skoda Rapid базе, имеет аутентичные интерьер и экстерьер. В отличие от локальной модели в российском VA3 устанавливается двигатель меньшего объема — 1,5 литра, но близкой мощности в 112 л. с., в паре с которым работает 6-ступенчатая автоматическая трансмиссия.
Спрос не заставил себя ждать — седаны уже пополнили региональные таксопарки.
Вместо Toyota
То, что раньше казалось невозможным, становится реальностью: в России замещают Toyota. Так, в конкуренты RAV4 метят (причем небезосновательно) и GAC GS4 Max, который вскоре появится на нашем рынке, и новый Haval F7.
Вместо Toyota Camry в такси по тарифу «комфорт» приезжает Москвич 6 / JAC J7 или Bestune B70.
А лакомую поляну дорогого нашим сердцу и кошельку Land Cruiser 300 активно осваивает Tank 500.
Вместо корейцев
Самый впечатляющий скачок в росте лояльности аудитории совершила марка Chery. Начав свою историю в нашей стране в ранние нулевые с продаж Chery Amulet, а затем локализованных Vortex Estina и Vortex Tingo, она шаг за шагом отвоевывала себе место на рынке и в сознании людей.
Вехой на этом пути стало техническое сотрудничество с Jaguar / Land Rover и совместная работа над созданием модульной платформы T1X, которая теперь используется в большинстве моделей бренда. Эта коллаборация с уважаемыми англичанами, а также вложения в R&D изменили отношение к марке.
Ну а добавила народной любви максимально широкая линейка автомобилей, выпускающихся, в том числе, под суббрендами, которых становится все больше.
Как итог: 8 из 10 самых продаваемых иномарок в РФ по итогам 9 месяцев 2024 года входят в группу Chery.
Что там с премиумом?
Исторически сложилось, что многие китайские производители строят свой дизайн с оглядкой на Mercedes-Benz. Это старая любовь, и она, как известно, не ржавеет. Так, основатель марки Geely Ли Шуфу еще в 80-е годы прошлого столетия грезил о собственном производстве автомобилей, способных сравниться с теми, что носят на капоте трехлучевую звезду. Мечта начала сбываться в конце 90-х.
Когда был выпущен первый Geely, он стал вариацией на тему E-класс W210, правда, на шасси от Audi 100. Да и в последующих моделях угадывались черты то S-, то C-класса. Свою айдентику компания нашла не сразу, и тут ей, кстати, помогла покупка шведской Volvo Cars с ее школой дизайна и инжиниринга.
Теперь Geely — это целая империя с несколькими премиальными электрическими брендами, во главе с Zeekr, бьющим рекорды продаж в РФ.
Есть и другие поводы для гордости, например, удачная модульная платформа CMA и непрерывно растущая популярность Monjaro. Вишенкой на торте торжества Ли Шуфу стала покупка Mercedes (точнее его акций): с 2018 года бизнесмен — крупнейший акционер Daimler AG.
Но не только в Geely равнялись на немцев. Audi в 90-е годы служила основой для тогдашних Hongqi, BMW имела совместное производство с Brilliance, что же касается Porsche, то сегодня в Китае (и у нас теперь) есть свой ответ Taycan — седан Voyah Passion.
Да, китайские бренды пока способны полноценно заменить не все модели и марки из других стран, но их темпы развития и настойчивость говорят о том, что в ближайшем будущем мы увидим еще более удивительную перемену, когда производители из Европы станут сами ориентироваться на Китай.
Учитывая объем рынка Поднебесной, этот тренд уже не остановить.