Какие зимние шины выбрать: разбираемся, что покупать у оставшихся в России брендов
С наступлением холодов многие водители начинают задумываться о смене резины на зимнюю. Хотя формально (с точки зрения российского законодательства) до 1 декабря можно кататься на летних шинах, эксперты настоятельно советуют не тянуть. Во-первых, лед на дорогах часто появляется совершенно неожиданно и догадаться о его наличии можно только по тому, как машина внезапно перестает слушаться руля, а педаль тормоза начинает вибрировать под ногой из-за включившейся АБС. Во-вторых, при температуре ниже 6-7 градусов летняя резина уже начинает «дубеть», и ее сцепные свойства ухудшаются. В-третьих, чем ближе реальные заморозки, тем длиннее очереди на шиномонтажах. Не дайте зиме и «дню жестянщика» застать вас врасплох и заблаговременно смените покрышки на зимние.
Сложности выбора
После 2022 года рынок шин в России на некоторое время обеднел. Многие известные зарубежные бренды нас покинули, а те, что остались, взвинтили цены из-за возросшего спроса и сложностей с логистикой. Продавцы, естественно, попытались заполнить освободившуюся нишу китайской продукцией, но полноценной замены ушедшим европейским, японским и американским покрышкам из нее не вышло — современная автомобильная резина штука непростая, и, если скопировать рисунок протектора у видных брендов китайцам ничто особо не мешает, то патенты на состав резины и прочие невидные глазу технологии охраняются шинниками как военная тайна. Плюс не стоит забывать о том, что условия езды в Китае по сравнению с нашими тепличные — и по погоде, и по стилю вождения. Китайцы, конечно учатся и к запросам рынка прислушиваются, но им еще нужно «дозреть». Как итог, китайским шинам не рады ни продавцы, ни водители, и уже в этом году из средних и высоких ценовых сегментов их стали вытеснять российские производители.
Кто остался на российском рынке?
Но не все так плохо: некоторые крупные игроки все еще с нами. От Nokian остался завод, на котором запущено производство самых ходовых моделей финского производителя под локальным брендом Ikon Tyres, а для ценителей всего итальянского есть компания Pirelli, которая сменила руководство на российское и словно и не уходила никуда. Hankook, Kumho и Yokohama решили не переносить свое производство и продолжить официальные поставки. Предприятия Continental и Bridgestone были куплены российской компанией S8 Capital и теперь работают под брендами Сordiant и Gislaved. Да, цены на новые зимние шины приличных брендов, что называется, «с шипами». Но тут либо шашечки, либо ехать.
Шипы или «липучка»?
Если с брендом вы определились, то остается решить, брать шипы или липучку.
Выбор между шипованными и фрикционными шинами не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Казалось бы, чего проще — купил «шиповку» и езди спокойно в любых условиях. Как бы не так.
Стихия шиповок — лед и хорошо утрамбованный снег. В этих условиях шипы действуют как задумано — словно сотни маленьких коготков, цепляются за скользкую поверхность и не позволяют колесам сорваться в юз, в то время как многочисленные канавки протектора отводят из пятна контакта образующуюся при трении покрышки об лед влагу.
Проблемы начинаются там, где дороги хорошо чистят. На чистом сухом и на мокром асфальте шипы могут удлинять тормозной путь. Кроме того, они начинают шуметь. Ну и сами шипы довольно интенсивно изнашиваются, а порой и попросту вылетают. В итоге после пары сезонов динамичной езды по твердому покрытию, например, в городе с регулярно очищаемыми дорогами, можно остаться без половины шипов.
Справедливости ради, технологии не стоят на месте, и у современных шипованных шин, например, Pirelli Ice Zero 2 для легковушек и Scorpion Ice Zero 2 для кроссоверов эти слабые места практически нивелированы. И та, и другая модели оснащены запатентованными шипами с двойным сердечником (Dual Stud). Такой шип надежно сидит в покрышке и гарантирует отличное сцепление. Протектор шины обеспечивает эффективный отвод воды из пятна контакта, оптимизируя ее поведение на мокрой дороге, а особые канавки вокруг шипа обеспечивают очистку от ледяной крошки, мешающей его работе.
Выбирая зимние шины, нужно ответить на следующие вопросы:
- Как часто вы ездите зимой?
- По каким дорогам вы передвигаетесь?
- Каков ваш стиль вождения и насколько велик опыт зимней езды?
- Есть ли у вашей машины антиблокировочная система тормозов и системы стабилизации и контроля тяги?
При интенсивном использовании, частой езде и больших пробегах особенно важно выбирать качественные шипованные шины повышенной износостойкости. Экономия при покупке может быть нивелирована в процессе эксплуатации. Шипы на дешевых покрышках имеют свойство вылетать, и, хотя в шиномонтажных мастерских есть услуга повторной ошиповки, новые шипы уже никогда не будут сидеть также крепко, как заводские.
Подъемы и спуски
На современных автомобилях с противобуксовочными системами, полным приводом и АБС, можно вполне уверенно чувствовать себя на нешипованой зимней резине даже на обледенелых дорогах. Исключение — если вам часто приходится преодолевать сильные уклоны. Часто без шипов просто невозможно взобраться на заснеженную или не дай бог покрытую ледяной коркой гору, а также безопасно спуститься с нее — наверное, все видели видеоотчеты о злоключениях автомобилистов во Владивостоке после первых заморозков и снегопадов, когда водители безуспешно пытаются удержать машины на ледяных склонах, и рядовая поездка превращается в что-то среднее между кегельбаном, керлингом и бобслеем.
Нешипованные шины — для города
Если вы ездите в основном по ровному городскому асфальту или по свежевыпавшему снегу и не хотите не только переплачивать, но и слышать гул шипов, то можно остановиться на нешипованных шинах, таких как Pirelli Ice Zero FR. К тому же их можно смело устанавливать гораздо раньше, чем шипы — еще когда дороги совершенно сухие и чистые, но температура воздуха уже такая, что летняя резина начинает работать хуже, а по ночам возможны заморозки. В самой компании Pirelli эти покрышки называют «нешипованными шинами с характеристиками шипованных». Хотя длина тормозного пути на льду у них ожидаемо выше, чем у тех же шипованных Ice Zero 2, липучки FR отлично ведут себя в поворотах за счет мягких плечевых секций и жестких боковин. Сложный состав резиновой смеси позволяет шинам хорошо работать в большом диапазоне температур. Кроме того эта нешипованная шина намного тише многих своих одноклассников.
Все еще сомневаетесь?
Бывает так, что характеристики разных брендов шин и их стоимость (особенно с учетом всевозможных бонусов и скидок от продавцов) настолько схожи, что приходится ломать голову над выбором. В таких случаях часто решает гарантийная политика производителя. У Pirelli, например, есть программа Tyrelife. По ней в течение года в случае пореза, прокола, разрыва или вздутия боковины (грыжи) повержденную шину вам отремонтируют или заменят на новую. Похожие программы действуют и у других марок, но есть нюанс — если марки нет на нашем рынке официально, то нет и заводской гарантии. С учетом того, сколько сейчас стоит переобуть машину, преимущество весьма очевидное.