Китайский люкс: как он выглядит, сколько стоит и когда появится в России?
Известные письменные источники подробно рассказывают о последних 3500 лет истории Китая. И из этих 35 веков лишь 2−3 века Китай не был самой развитой и богатой страной планеты. Поэтому можем сказать смело: такой традиций роскоши как у китайцев нет ни у кого. В Поднебесной тратили огромные состояния на украшения дворцов, собирание коллекций фарфора и самые современные гаджеты за много сотен лет до того, как появились предки современных англичан, придумавших слово гаджет.
Исторически китайская роскошь — это не только материалы, но и технологии. Шелк, бумага, фарфор — китайские ноу-хау в Древнем мире и в Средние века были символом достатка и успеха. По прошествии лет немногое изменилось. Последние 20 лет китайские бизнесмены разгоняют цены на фарфор из Поднебесной. Вот вам, например, самая дорогая фарфоровая ваза, недавно проданная на аукционе за рекордные 41 600 000 долларов. В 1999 году она была куплена за 537 000 долларов. Никакому ван Гогу не снился такой рост.
Китайцы любят и умеют тратить деньги. Большие деньги. К 2025 году китайский рынок роскоши станет крупнейшем в мире — и это мы не берем в расчет граждан КНР, заполнивший Harrod’s, Galerie Lafayette и ЦУМ. Но китайцы не только умеют тратить — им мало равных и в зарабатывании денег. Поэтому, не стоит удивляться, что китайцы намерены откусить солидный кусок роскошного рыночного пирога. И без фарфора опять не обошлось.
Локомотив китайской роскоши — Shang Xia. Название бренда произносится как «шан ся» и означает «вверх и вниз». Наверное, китайцы имели в виду, что куда не посмотри, везде скоро будут они, ведь Shang Xia выпускает одежду, аксессуары, сумки, обувь, фарфор и предметы для дома. И на любой кошелек. Безделушка для домашнего декора обойдется в 30−40 долларов, расписанная в ручную с использованием средневековой техники фарфоровая ваза — 75 000 долларов.
Философия бренда — микс китайского и французского. Известна даже пропорция этого коктейля: 60 на 40. Смешать, но не взбалтывать. На европейский рынок Shang Xia вышел еще в 2009 году. И, можете не сомневаться, купленную в парижском бутике бренда сумочку вам в России носить никто не запретит.
И уж точно не придется скучать по смартфонам, ведь КНР — один из мировых лидеров рынка электроники. Просто почитайте сравнительные тесты Xiaomi Mi 11 Ultra 512GB и iPhone 13 Pro Max. Правда, и сэкономить не получится. Цена на флагманские модели китайцев на вполне «яблочном» уровне.
Среди лидеров китайцы и на рынке ноутбуков. Huawei ворвался на него относительно недавно, но уже собрал со своей линейкой MateBook множество наград. В мире ноутбуков на операционной системе Windows флагманы Huawei уже среди лидеров.
Не отстают и автопроизводители. Но тут Китай пошел своим путем. Маркетологи в Поднебесной довольно быстро поняли, что бороться с европейцами и американцами их же оружием бессмысленно: уйдут десятилетия на то, чтобы научиться также тонко настраивать шасси, тщательно подбирать материалы отделки. Зато уже сейчас можно предложить клиентам то, в чем китайцы хороши последние 35 столетий — ноу-хау. А ноу-хау в автомобильной индустрии сейчас — это электромобили и автопилоты. И у китайцев такие машины — на любой вкус и пол любым брендом.
В 2000-е годы в России продавались BYD Flyer — убогая поделка размером с «Запорожец». Спустя 17 лет BYD выходит на европейский рынок с моделью Han — конкурентом Tesla Model S. Пятиметровый седан с парой электромоторов мощностью 494 л.с. разгоняется до 100 км/ч всего за 3,9 секунды и способен проехать на одной зарядке до 605 км. Цена — всего 40 000 долларов на домашнем рынке. Неизвестно, насколько успешно пройдет покорение «Ханом» Европы, но в России флагманский BYD уже продают дилеры, специализирующиеся на электромобилях. А еще BYD Han — официальный автомобиль премьер-министра Лаоса.
Но большинство китайских люксовых брендов созданы с нуля. И это не помешало им громко заявить о себе. Так электрический гиперкар Nio EP9 еще в 2017 году побил рекорд легендарной Северной петли Нюрбургринга для серийный машин. Позади остались и электромобили, и автомобили с ДВС. Электромоторы Nio выдают 1360 л.с., а максимальная скорость превышает 310 км/ч — невиданная для электромобилей скорость.
Удивительно, но есть у китайцев и бренды с историей. Речь, прежде всего, о Hongqi, что произносится как «Хунь Ци». Это не слишком благозвучное для русского ухо название означает «Красное знамя». Бренд появился еще в 1959 году и строил лимузины для всех лидеров КПК от Мао Цзэдуна до Си Цзиньпина. В далеком прошлом китайским товарищам помогали советские инженеры, потом Hongqi просто выпускал по лицензии Audi и Toyota, а теперь намерен бросить вызов Rolls-Royce и Bentley.
Ради этого в Hongqi даже переманили шеф-дизайнера Rolls-Royce Джайлса Тейлора. Под его началом уже создана пара кроссоверов E-HS9 и HS5 (по цене от 45 000 и от 107 000 долларов соответственно) и большой седан H9 (70 000 долларов). Кстати, Hongqi — официальный парадный кабриолет Парада Победы в Беларуси. Китайцы очень хотели пересадить на свои лимузины и самого Александра Григорьевича Лукашенко, но начать экспансию в бывший СССР планировали с Украины.
Но «Красное знамя» пока только в планах, а вот танки уже скоро заполнят наши улицы. Речь о Wey Tank 300 — любимом внедорожнике китайских тиктокеров. Марка Wey — люксовое подразделение империи Great Wall Вэя Цзяньцзюня. Собственно, бренд назван в честь него.
В Китай «танки» настолько популярны, что Tank выделили в отдельный бренд для роскошных внедорожников. Выход «танков» на наш рынок первоначально был намечен на этот год. Не поменяются ли планы? Лучше всего вспомнить фразу, которую приписывают товарищу Вэю: «Не родилась та сила, которая заставит меня поменять свои планы». К счастью, в этом мире есть хоть какая-то стабильность.