Мэд Макс в СССР: посмотрите на футуристичные эскизы автомобилей художника из Нижнего Новгорода
Интро с эффектом присутствия
Навстречу по узкому грейдеру со скрипом топает огромный проржавевший робот. Тянет бортовой прицеп с запчастями, нажитое добро. «Во, переселенец», — говорит шофер Петрович. Наш ЗИЛ сторонится к обочине, тормозит, шумно дохнув пневматикой, пропускает странника. «Видите маркировку? Этот с казахской целины, там, говорят, пылевые бури, — Петрович качает головой. — Знать, идет к добыче ископаемых. Надеется, дадут работу.
Без техобслуживания ему, понятно, кранты». Железный великан медленно и печально удаляется. «А нам бы надо поспешать», — шофер откручивает вентили баллонов с ускоряющей присадкой. ЗИЛ рвет с места десятью ведущими осями. Везти свежепойманного Горыныча до Свердловска еще прилично.
Итак, мы находимся в мире Параллельного СССР, который придумал художник Андрей Ткаченко. И вот несколько наших любопытных открытий.
Автора, автора!
Андрей Ткаченко живет в Нижнем Новгороде. Там в начале нулевых получил диплом промышленного дизайнера. Там принялся работать с автомобилями, они интересовали его всю дорогу — с детства. Как инженерные творения, но прежде — как объекты для творчества.
Сейчас, накопив богатый опыт, Андрей трудится в штате крупнейшей компании по изготовлению бронированных премиум-моделей. Оказывается, такой фирме нужно много эксклюзивного дизайна.
Свою альтернативную вселенную автор создает уже десять лет и отдыхать не собирается. Она зародилась из увлечения хот-родами и стритрейсингом, из любви к искусству воплощения красоты в технике, из воспоминаний о хороших сторонах и вещах советского периода.
Теперь кажется, что многоплановое и бурлящее своей жизнью пространство, названное Параллельным СССР, существовало всегда, а Ткаченко просто вдруг его обнаружил.
Как устроен этот мир
Параллельный СССР — страна контрастов. Здесь уделяют массу внимания науке и прогрессу, но провинция коптит небо бок о бок с персонажами фольклора. Героические автогонщики и мотогонщицы носятся мимо пашни, где трактористы выполняют план пятилетки в три года. Космос близок настолько, что пришельцы часто помеха трудовым подвигам.
Краснознаменный Хаяо Миядзаки, унесенный сюда со всеми его призраками. Русские народные техносказки.
Да, но нет. Прелесть мира именно в том, что его не хочется препарировать и фильтровать. И незачем искать параллели с чем-то, кроме Союза. Это очень знакомая реальность, она подкупает сугубо нашенской обыденной простотой, сразу отзывается в сердце.
Здесь чисто по-советски — и кибернетика, и авось сойдет.
А иного робота можно быстро починить молотком, плоскогубцами и для верности замотать сустав проволокой.
Мэд Макс, подержи пиво
Особая гордость Андрея — его Секретный гараж. Фирменный авторский секрет — абсолютная узнаваемость исходника на любом рисунке. К счастью, ситуация с автомобилями в Параллельном СССР сложилась обратная всем известной.
По Ткаченко, на ГАЗе явно так же брали за ориентиры американские машины, но со страниц основанного в 1948 году журнала Hot Rod Magazine. Работу заводов определяли не чинуши, а конструкторы. Царила острая конкуренция, и на каждый мощный лоурайдер «Волга» имелся заниженный и форсированный «Москвич».
Был в большом почете и развивался автоспорт. Задуманные в НАМИ чудовищные везде-вездеходы срочно шли в серию. Не было дефицита запчастей, и умельцы активно собирали единичные самоделки.
А во время телепередачи для кастомайзеров «Прожекты перестройки» улицы пустели.
Прямое попадание
Реальность Андрея Ткаченко сразу нравится важными сугубо российскими особенностями. Параллельный СССР отвечает постоян-ному запросу на советский позитив и фантомную ностальгию. Альтернативная страна — бесконфликтная (если не считать яростные автогонки!), народу многое удалось, и можно купить нормальный пломбир того самого вкуса.
Дальше. Мир не требует адаптации к мифологии даже от тех, кто родился после распада Союза. Благодаря качеству работ у всех происходит по-киношному прямое туда попадание. Это не Поттериана, где без какого-нибудь волшебного чиха в начале четвертого тома не понимаешь концовку пятого.
И, конечно, мы уважаем знаковые отечественные автомобили ХХ века. Тем больше удовольствия и гордости рассматривать невиданное их разнообразие. Чувствовать, как булькает бензин в крови.
Андрей уже пригнал в Гараж и несколько моделей из параллельных соцстран. Интрига — как дизайнер модифицирует вечножелтый Ikarus-с-гармошкой?
Дизайн скорее жив
Беседуя с самим создателем, мы тотчас нашли общий автомобильный язык. Андрею с его образованием ближе академические художественные приемы, классические дизайнерские решения. Выбор любимой модели неудивителен — великолепная «Чайка» ГАЗ-13. «При этом я вовсе не приверженец строгой разбивки на стили и форматы, — говорит Ткаченко. — Вообще не люблю жесткие рамки.
Другое дело — правила приличия. Сейчас в мировом автодизайне очевидный кризис. Формы расплываются, становятся аномально похожими. Думаю, что стилисты придут к основам красоты в современном прочтении. Посмотрите, какой восторг у публики вызывают рестомоды, ремейки».
Андрею интересны далеко не одни автомобили. Еще архитектура. Оформление наручных часов. Концепты для фильмов. А порой, как ни удивительно, бытовые приборы. Всех источников вдохновения не перечислить.
Дизель одобряет
Рисунки обернулись путевками в зарубежную индустрию развлечений. Долго ли, коротко ли, автомобили Ткаченко увидел Вин Дизель — не шутка, и Андрея пригласили в Голливуд участвовать в создании анимационного «Форсажа».
Подтянулись с запросами крупные производители компьютерных игр. Американские, японские, европейские. Например, в гоночной игре The Crew 2 французской фирмы Ivory Tower среди раллийных машин вы найдете лютый-бешеный фургон мороженого Tkachenko Ice Hunter.
Затем началось сотрудничество с китайскими игровыми специалистами. Короче, знай наших.
Скоро на дорогах страны
Обитателям и машинам Параллельного СССР стало тесно в собственном мире. Они прорываются в наш! Выпущен классный артбук. Появились первые масштабные модели для склеивания.
Круче того! «Почти все мои автомобили задуманы и проработаны таким образом, чтобы при желании их можно было воплотить в железе. Принципы конструирования соблюдены», — говорит Андрей.
И вот энтузиасты уже строят настоящие хот-роды по мотивам его работ. Держат его в курсе. А многие поклонники пишут и присылают литературные произведения к иллюстрациям. Набралось на книгу. Ждем с нетерпением.
Прекрасное далеко
Андрей поделился мечтой. Идея здравая и мощная — устроить тематический парк с антуражем параллельной реальности. Как тебе такое, Диснейленд? Что до творческих планов, мысленно художник — в далеком параллельном будущем. Скоро увидим, как оно выглядит.
К рисованию вселенной подключились талантливые последователи. Андрей только за: «Если создал что-то хорошее, этим обязательно надо делиться. Пусть хорошего у нас прибавляется!»
Навеянный нам хороший шофер Петрович все еще газует на Свердловск. ЗИЛ ревет громче Горыныча. Дорога идет через поле. Непаханое поле новых идей.