Медленно, с резкими торможениями и по встречке: пользователи беспилотных такси поделились опытом поездок

Не каждый AI-таксист достоин пяти звездочек в приложении.
Медленно, с резкими торможениями и по встречке: пользователи беспилотных такси поделились опытом поездок
Legion-Media
Содержание статьи

Пока Илон Маск постоянно переносит сроки ввода в эксплуатацию своего беспилотного такси, в Китае их тестируют уже 19 компаний в 16 городах. Эксперты отмечают, что в этом направлении Китай опережает все страны мира. Правительство оказывает большую поддержку в развитии роботакси, выделяя специальные площадки на дорогах для испытаний и цензурируя онлайн-обсуждения инцидентов и аварий с целью создания благоприятного впечатления внедрения новых технологий. Тем не менее, в прессу и интернет то и дело просачиваются сообщения о ДТП и курьезных ситуациях с беспилотниками, а пассажиры делятся в соцсетях неоднозначным опытом использования роботакси.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как работает роботакси в Китае

Legion-Media

Самый крупный автопарк беспилотных такси из 500 машин работает в Ухане под вывеской Apollo Go. Сервис принадлежит технологическому гиганту Baidu. Во всех роботакси этой службы пассажиры могут сидеть только на задних сиденьях с пластиковым экраном, чтобы исключить вмешательство в работу автопилота. Когда роботакси только начинали работать в Ухане, на переднем пассажирском сиденье сидел водитель, который контролировал обстановку и в случае чего мог перехватить управление. Сейчас без водителя ездят уже 70 процентов роботакси, а к концу этого года на полностью беспилотный режим планируется перевести и все остальные. Отсутствие необходимости в водителе станет очевидной экономией для Apollo Go. Компания прогнозирует, что выйдет на безубыточность в течение следующего года. В настоящее время стоимость поездок субсидируется, и компания работает в убыток.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media

Чтобы заказать беспилотник, нужно специальное приложение. Дети, пожилые люди и беременные женщины не смогут воспользоваться услугой. Внутри на крайний случай есть кнопка вызова экстренной помощи и камеры с обзором в 360 градусов. У пассажира есть возможность в любой момент связаться с оператором и изменить маршрут.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зона обслуживания Apollo Go в Ухане охватывает 3 000 квадратных километров и 3 378,73 км фактических дорог. В зоне обслуживания проживает 7,7 миллиона человек, что составляет более половины населения Уханя. Хотя Apollo Go работает и в других городах, Ухань на данный момент является самой большой зоной обслуживания.

Таксисты против Apollo Go

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Местные таксисты требуют, чтобы Ухань ограничил использование Apollo Go. По словам одного из операторов, с апреля из-за падения доходов уволились четыре из 159 его водителей. China News Weekly цитирует одного из пекинских водителей, который говорит, что сейчас он обычно получает 16–17 заказов в день, а 2–3 года назад их число составляло от 20 и более. Многие таксисты считают, что клиентов уводят роботакси, поездка на которых обходится дешевле. Однако на данный момент роботакси составляют лишь около одного процента от общего числа такси и маршрутных автобусов в Ухане, поэтому они едва ли могут быть причиной падения доходов водителей.

Автопилоты-редиски

Помимо живых таксистов, на беспилотные такси жалуются также пешеходы и обычные водители. На официальном сайте управления дорожным движением Уханя уже накопилось более 300 жалоб на роботакси. Многие жалуются на то, что беспилотники создают помехи и медленно реагируют на сигналы светофора. Много проблем доставляют роботакси, которые не могут попасть в нужную полосу, в основном из-за их взаимодействия с водителями-людьми на дороге. Luobo, как называют Apollo Go на китайском языке, означает «редиска», и теперь это слово у местных стало синонимом глупости и наивности. Недавно в социальных сетях появилось видео с роботакси, застрявшим из-за мешка на дороге, который оно расценило как препятствие. Такси смогло продолжить поездку только после того, как пешеходы убрали мешок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тише едешь, меньше платишь

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Постоянные пользователи сервиса Apollo Go в Ухане говорят, что поездка на роботакси занимает больше времени, чем с водителем-человеком. China News Weekly цитирует Лю Шуан, которая говорит, что один из маршрутов, по которому она ездит, займет у опытного водителя 6-7 минут, а у Apollo Go — более 10 минут, потому что роботакси предпочитает ездить по главным дорогам, где больше светофоров. Пассажирка также пожаловалась на частые резкие торможения роботакси из-за пешеходов и других препятствий. Тем не менее, Лю намерена и дальше пользоваться услугами беспилотного такси из-за более низкой стоимости. Пятикилометровый маршрут от дома до школы ее ребенка стоит от 11 до 15 юаней (1,5-2 доллара США), а поездка на роботакси Apollo Go обходится всего в 7,5 юаней (1 доллар США). С ваучерами на скидку стоимость проезда снижается еще больше и иногда составляет всего 2,5 юаня (0,35 долл. США).

Вандалы против Waymo

Waymo

Американская компания роботакси Waymo столкнулась с другой проблемой. Ее автономные автомобили, совершающие ежедневно десятки тысяч поездок, стали мишенью для вандалов. Хулиганы поджигают, разбивают и уродуют автомобили надписями, протыкают им шины. Только за этот месяц компания из Силиконовой долины подала два иска на несколько сотен тысяч долларов. В Waymo беспокоятся о том, что из-за угрозы со стороны вандалов клиенты могут отвернуться от компании. Поездка в беспилотном авто и без того вызывает у многих беспокойство и требует определенной решимости, а если к этому добавить страх перед нападением вандалов, это может заставить пассажиров отказаться от услуг Waymo и подорвать ее бизнес.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Waymo, в частности, судится с водителем Tesla Model 3, которого обвиняет в умышленном наезде на один из ее беспилотных кроссоверов Jaguar. Как указано в иске, автомобилист по фамилии Питерман «незаконно, злонамеренно и умышленно» проехал мимо знака STOP и врезался в автомобиль Waymo, а когда тот попытался остановиться, Питерман якобы снова врезался в Jaguar. Также утверждается, что он угрожал представителю Waymo, прибывшему на место происшествия.

Waymo
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другой иск направлен на Ронайл Бертон, которая якобы проколола шины как минимум 19 автомобилям Waymo.

При этом сами Waymo тоже не без греха. Вирусные видео в соцсетях показывают, как машины сервиса игнорируют сигналы светофора и дорожные знаки, врезаются в неподвижные объекты и даже выезжают на встречную полосу.