Медленно, с резкими торможениями и по встречке: пользователи беспилотных такси поделились опытом поездок
Пока Илон Маск постоянно переносит сроки ввода в эксплуатацию своего беспилотного такси, в Китае их тестируют уже 19 компаний в 16 городах. Эксперты отмечают, что в этом направлении Китай опережает все страны мира. Правительство оказывает большую поддержку в развитии роботакси, выделяя специальные площадки на дорогах для испытаний и цензурируя онлайн-обсуждения инцидентов и аварий с целью создания благоприятного впечатления внедрения новых технологий. Тем не менее, в прессу и интернет то и дело просачиваются сообщения о ДТП и курьезных ситуациях с беспилотниками, а пассажиры делятся в соцсетях неоднозначным опытом использования роботакси.
Как работает роботакси в Китае
Самый крупный автопарк беспилотных такси из 500 машин работает в Ухане под вывеской Apollo Go. Сервис принадлежит технологическому гиганту Baidu. Во всех роботакси этой службы пассажиры могут сидеть только на задних сиденьях с пластиковым экраном, чтобы исключить вмешательство в работу автопилота. Когда роботакси только начинали работать в Ухане, на переднем пассажирском сиденье сидел водитель, который контролировал обстановку и в случае чего мог перехватить управление. Сейчас без водителя ездят уже 70 процентов роботакси, а к концу этого года на полностью беспилотный режим планируется перевести и все остальные. Отсутствие необходимости в водителе станет очевидной экономией для Apollo Go. Компания прогнозирует, что выйдет на безубыточность в течение следующего года. В настоящее время стоимость поездок субсидируется, и компания работает в убыток.
Чтобы заказать беспилотник, нужно специальное приложение. Дети, пожилые люди и беременные женщины не смогут воспользоваться услугой. Внутри на крайний случай есть кнопка вызова экстренной помощи и камеры с обзором в 360 градусов. У пассажира есть возможность в любой момент связаться с оператором и изменить маршрут.
Зона обслуживания Apollo Go в Ухане охватывает 3 000 квадратных километров и 3 378,73 км фактических дорог. В зоне обслуживания проживает 7,7 миллиона человек, что составляет более половины населения Уханя. Хотя Apollo Go работает и в других городах, Ухань на данный момент является самой большой зоной обслуживания.
Таксисты против Apollo Go
Местные таксисты требуют, чтобы Ухань ограничил использование Apollo Go. По словам одного из операторов, с апреля из-за падения доходов уволились четыре из 159 его водителей. China News Weekly цитирует одного из пекинских водителей, который говорит, что сейчас он обычно получает 16–17 заказов в день, а 2–3 года назад их число составляло от 20 и более. Многие таксисты считают, что клиентов уводят роботакси, поездка на которых обходится дешевле. Однако на данный момент роботакси составляют лишь около одного процента от общего числа такси и маршрутных автобусов в Ухане, поэтому они едва ли могут быть причиной падения доходов водителей.
Автопилоты-редиски
Помимо живых таксистов, на беспилотные такси жалуются также пешеходы и обычные водители. На официальном сайте управления дорожным движением Уханя уже накопилось более 300 жалоб на роботакси. Многие жалуются на то, что беспилотники создают помехи и медленно реагируют на сигналы светофора. Много проблем доставляют роботакси, которые не могут попасть в нужную полосу, в основном из-за их взаимодействия с водителями-людьми на дороге. Luobo, как называют Apollo Go на китайском языке, означает «редиска», и теперь это слово у местных стало синонимом глупости и наивности. Недавно в социальных сетях появилось видео с роботакси, застрявшим из-за мешка на дороге, который оно расценило как препятствие. Такси смогло продолжить поездку только после того, как пешеходы убрали мешок.
Тише едешь, меньше платишь
Постоянные пользователи сервиса Apollo Go в Ухане говорят, что поездка на роботакси занимает больше времени, чем с водителем-человеком. China News Weekly цитирует Лю Шуан, которая говорит, что один из маршрутов, по которому она ездит, займет у опытного водителя 6-7 минут, а у Apollo Go — более 10 минут, потому что роботакси предпочитает ездить по главным дорогам, где больше светофоров. Пассажирка также пожаловалась на частые резкие торможения роботакси из-за пешеходов и других препятствий. Тем не менее, Лю намерена и дальше пользоваться услугами беспилотного такси из-за более низкой стоимости. Пятикилометровый маршрут от дома до школы ее ребенка стоит от 11 до 15 юаней (1,5-2 доллара США), а поездка на роботакси Apollo Go обходится всего в 7,5 юаней (1 доллар США). С ваучерами на скидку стоимость проезда снижается еще больше и иногда составляет всего 2,5 юаня (0,35 долл. США).
Вандалы против Waymo
Американская компания роботакси Waymo столкнулась с другой проблемой. Ее автономные автомобили, совершающие ежедневно десятки тысяч поездок, стали мишенью для вандалов. Хулиганы поджигают, разбивают и уродуют автомобили надписями, протыкают им шины. Только за этот месяц компания из Силиконовой долины подала два иска на несколько сотен тысяч долларов. В Waymo беспокоятся о том, что из-за угрозы со стороны вандалов клиенты могут отвернуться от компании. Поездка в беспилотном авто и без того вызывает у многих беспокойство и требует определенной решимости, а если к этому добавить страх перед нападением вандалов, это может заставить пассажиров отказаться от услуг Waymo и подорвать ее бизнес.
Waymo, в частности, судится с водителем Tesla Model 3, которого обвиняет в умышленном наезде на один из ее беспилотных кроссоверов Jaguar. Как указано в иске, автомобилист по фамилии Питерман «незаконно, злонамеренно и умышленно» проехал мимо знака STOP и врезался в автомобиль Waymo, а когда тот попытался остановиться, Питерман якобы снова врезался в Jaguar. Также утверждается, что он угрожал представителю Waymo, прибывшему на место происшествия.
Другой иск направлен на Ронайл Бертон, которая якобы проколола шины как минимум 19 автомобилям Waymo.
При этом сами Waymo тоже не без греха. Вирусные видео в соцсетях показывают, как машины сервиса игнорируют сигналы светофора и дорожные знаки, врезаются в неподвижные объекты и даже выезжают на встречную полосу.