Места подвигов: 10 автомобилей, которые вошли в историю
1.Тариф «Победный»
Renault Taxi de la Marne
Уникальный в своем роде случай масштабного и решающего участия автомобилей в боевых действиях.
Осенью 1914-го к Парижу неумолимо рвались немецкие войска. Шанс уберечь столицу имелся всего один: разведка выяснила, что французы могли бы остановить противника у реки Марна. Надо только каким-то волшебным образом перебросить тысяч шесть солдат резерва по указанному адресу в полусотне километров от города. Притом скорее.
И командующий Жозеф Гальени... вызвал такси! Приказал экстренно задействовать 1300 парижских таксомоторов Renault Type AG — на них и погнали служивые.
Ну как погнали. Модель с 2-цилиндровым 9-сильным мотором развивала 40 км/ч. Но военные успели вовремя и наголову разбили немцев. Водители получили оплату по счетчикам, а «Марнские такси» стали национальной легендой.
2. Просто космос
Tesla Roadster
Как вам такое от Илона? Не будь он Маском, если б не придумал для рекламы своих электрокаров запредельный ход. Буквально — отправил машину за пределы нашего мира.
Шестого февраля 2018 года тестовая ракета Falcon Heavy его же компании SpaceX стартовала в космос, чтобы доставить полезную нагрузку до орбиты Марса. А нагрузкой стала личная Tesla Roadster самого Маска. За руль сел Стармэн, храбрый манекен в комбезе и шлеме астронавта, похожий на Стига. Аудиосистема заиграла песню Дэвида Боуи Space Oddity. К марсианской орбите Roadster доехал без поломок.
Теперь Стармэн в удовольствие катается вокруг Солнца, намотал свыше 4 млрд км и возвращаться с межпланетных дорог обратно на банальные земные, судя по расчетам Маска, не будет.
Хотя в 2050 году промчит невдалеке от Земли, мигните ему фарами.
3. Спасти нерядового
Citroen DS
1962 год, 22 августа, вечер. Президент Франции генерал Шарль де Голль с женой ехал на персональной машине из Елисейского дворца к аэропорту. А впереди ждала смертельная ловушка. Террористы ультраправой группировки решили убить главу государства за то, что дал независимость Алжиру.
Грянул ураганный огонь, пули дырявили кузов и пробили шину. К счастью, французский лидер использовал непростой автомобиль — на тот момент один из наиболее прогрессивных в мире — Citroën DS 19 с гидропневматикой подвески. Шофер догадался быстро увеличить клиренс до максимума, сохранил управляемость и лихо увез невредимых пассажиров из-под обстрела.
Надо ли говорить, какой бесценный имиджевый профит получила компания Citroën.
И неспроста именно DS через два года сыграл в культовом фильме про супергероя Фантомаса, ведь после истории со спасением президента воспринимался в народе безусловным суперкаром.
4. Легкий на подъем
Audi 100 CS quattro
В кадре зима и вьюга. На фоне белизны стоит присыпанный снегом красный седан. Подходит некто, касается кузова рукой в перчатке, открывает дверцу водителя. Крупными планами — шильдики Audi 100 CS и quattro. Заводится мотор, по стеклу качаются щетки, вспыхивают фары. Машина трогается и едет — общий план с вертолета — вверх по высоченному лыжному трамплину до конца.
Минутный ролик сразу попал в золотой фонд рекламы. Снимался в 1985 году у финского городка Кайпола на спортивном объекте Питкэвуори. Audi обули в раллийные покрышки с длинными шипами и страховали тремя устройствами. Внизу сетка улавливания, как на авианосцах; под кузовом выкидной коготь-якорь; а сверху тянулся аварийный трос.
Тревожились напрасно. Раллист Харальд Демут одолел уклон в 37,5 градуса — почти 80% — разом, словно знакомую горку по пути из дома на работу.
Много позже фирма повторяла трюк с другими моделями. Но, как говорится, все главное уже случилось.
5. Серьезное превышение
Thrust SSC
Чудовищный британский аппарат Thrust SSC по судейской классификации относится к наземным управляемым транспортным средствам. Среди них и держит абсолютный мировой рекорд скорости.
В 1997 году на высохшем озере в невадской пустыне водитель Энди Грин разогнал болид за тридцать секунд до 1228 км/ч. Итого — вот официально первый сверхзвуковой автомобиль (SSC и означает SuperSonic Car).
А ты точно автомобиль? Гениальный конструктор нескольких рекордных машин Ричард Ноубл снабдил 16-метрового 10-тонного монстра турбо двигателями Rolls-Royce от истребителя McDonnell Douglas F-4 Phantom суммарной мощностью 110 000 л. с. Расход топлива составил 18 литров в секунду.
А превысивший скорость Энди Грин, вообще-то, летчик Королевских ВВС. Поэтому относительно «автомобиля» нужна оговорка, что Thrust SSC отчасти его напоминает.
6. И целого мира мало
Mercedes-Benz Gelandewagen
Немец Гюнтер Холторф работал на крупной должности в авиакомпании. Однажды — заскучал в офисе, наверное, решил немного попутешествовать. Выкатил из гаража дизельный Mercedes-Benz G-Wagen 300 GD по кличке Отто, усадил жену Кристину и отбыл куда глаза глядят.
Приехали в соседний город, понравилось, двинули дальше. Потом еще дальше. Так любознательный Холторф ездил 26 лет, посетив 215 стран, в том числе опасные для туристов, например Северную Корею и Мьянму.
Ключевой идеей оставалось путешествие: Гюнтер не спеша, неделями исследовал каждое государство. Пробег Отто увеличился на 900 тысяч километров, и добрая треть их — внедорожная.
Mercedes проверялся с истинно немецкой аккуратностью, и в результате исколесил мир практически беспроблемно.
Сейчас автомобиль на почетном месте в заводском музее. А потрясающему человеку Гюнтеру Холторфу, коли вдруг заскучает, есть что вспомнить.
7. Миллионер поневоле
Volvo P1800S
Старые крепкие легковые Volvo до сих пор встречаются на дорогах. Умели делать! А по-настоящему несгибаемым прослыл красный купе Volvo P1800S производства 1966 года, принадлежащий американскому учителю Ирвину Гордону.
Машина наездила немыслимое количество миль и потому записана в Книге рекордов Гиннесса — экземпляр с максимальным подтвержденным пробегом.
Когда Гордон скончался в возрасте 78 лет, Volvo разменял 5 150 000 км. Пять. Миллионов. Как если бы хозяин семь раз смотался до Луны и обратно или 128 раз объехал Землю по экватору. Ирвин объяснял феномен тем, что внимательно прочел инструкцию, вел аккуратное обслуживание и всегда применял оригинальные запчасти.
Вот это подвиг служения! То ли Volvo — Гордону, то ли наоборот.
8. Оставаясь собой
Chevrolet Suburban
Прожить успешные 90 лет — определенно доблесть. Тем более что речь о жизни на конвейере и об успехе у широкой покупательской аудитории. Такой юбилей отметит в 2025 году Chevrolet Suburban. Самая «долгоиграющая» в мире модель!
Интересный момент: в первой половине прошлого века название Suburban оказалось у американских производителей общим. Кузовные фабрики именовали этим словом кузова-универсалы собственных конструкций и ставили их на разные модели. «Сабербанами» побывали DeSoto, Dodge, Nash, Plymouth, Studebaker.
А в 1935-м фирма Chevrolet создала на базе грузовичка большой многоместный вэгон Carryall Suburban, «Всевмещающий пригородник». Ну и поехало.
9. Цари гор
УАЗ-469
Автоальпинизм. Знали о нем? Продолжаются попытки (зачем-то) затащить внедорожники на горы — обязательно по не проезжим кручам.
Выделяется крутой штурм 1997 года. Группа из восьми россиян умудрилась за сорок четыре дня доставить Land Rover Defender 90 ходом по склонам горы Эльбрус на ее восточную вершину в 5621 метров. Что и отметила Книга рекордов Гиннесса.
Автомобиль и поныне там, на месте подвига. При спуске лопнул трос, Defender ухнул с откоса, покувыркался и утратил физическую форму. Таким образом случилась и самая высотная авария.
Меж тем, еще в 1974 году, три стандартных УАЗа спокойно въехали на тот же Эльбрус в рамках испытаний. За сорок минут достигли отметки 4200 метров и спустились невредимыми.
10. Дело — табак
Land Rover
Самым приключенческим в автопроме признан все-таки Land Rover. Не конкретная модель, а вообще.
Повстанцы в него стреляли, бизоны его бодали. И как не упомянуть сложнейшее внедорожное соревнование Camel Trophy, которое регулярно проводили в 1980–2000 годах.
«У верблюда два горба, потому что жизнь — борьба». Участники на подготовленных автомобилях Range Rover и Land Rover преодолевали джунгли и реки, болота и пески. За время проведения Camel Trophy команды освоили офф-роуд и — как назвать-то? — ноу-роуд по всему свету, кроме, разве, полюсов.
Мир не забывает тех героев. Нынешние нервно курят в сторонке.