Мировые автобренды могут вернуться в Россию, при чем тут Трамп и Япония?
Мировой автопром накрыл кризис
На мировом рынке автопроизводителей, ранее покинувших Россию, наблюдается кризис. Компании, такие как Volkswagen, Audi, Bentley, Nissan, Toyota, BMW, Peugeot и Citroen, столкнулись с серьезным снижением продаж и, как следствие, прибыли. В условиях рецессии автопроизводители начали готовиться к масштабным сокращениям рабочих мест и закрытию заводов.
Так, 8 ноября стало известно о планах немецкого бренда Audi уволить 4,5 тысячи сотрудников в ответ на резкое падение продаж. Аналогичные меры намерен предпринять и японский автоконцерн Nissan, где под сокращение попадут 9 тысяч сотрудников. Руководитель компании Макото Учита также рассказал, что зарплаты членов руководства, в том числе и его, будут уменьшены вдвое.
Снижение финансовых показателей также затронуло немецкий концерн BMW, чья выручка в третьем квартале этого года упала на 16% и составила 32,41 миллиарда евро по сравнению с прошлогодними 38,46 миллиарда.
«Многие автогиганты еще не оправились от пандемийного кризиса, плюс бесконечное необдуманное давление "зеленой" повестки. У многих проблемы в Китае, дорожающие энергоносители и проседание продаж в Европе», — назвал причины проблем мирового автопрома главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Он считает, что для преодоления кризиса компаниям потребуется помощь государства, продажа части активов и усиление кооперации между европейскими производителями.
Япония смягчила санкции на поставки гибридов
Тем временем на этой неделе Япония уточнила санкционные правила: теперь россияне смогут покупать на аукционах ряд моделей так называемых мягких гибридных автомобилей. Это машины, в которых электромотор лишь помогает основному двигателю, но не приводит авто в движение самостоятельно. Такая система снижает расход топлива примерно на 15% и улучшает динамику транспорта. Под новое правило подпадают гибриды Honda, Suzuki, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Mercedes, Audi и другие.
Как отмечает Дмитрий Клатаевский, директор компании «Япония Транзит», назвать это «смягчением санкций» сложно, поскольку запрета на мягкие гибриды раньше и не существовало. По его словам, в условиях падения спроса японские экспортеры заново перечитали формулировки и убедились, что такие автомобили можно продавать в Россию, и открыли доступ к этому сегменту.
«Российский рынок немаленький. Более того, вопреки всем высказываниям, рубль — валюта относительно стабильная. Я хорошо помню, как летом 2016 года рубль был 88. Сейчас он ослабел, но не сильно. Соответственно, для экспорта автомобилей российский рынок достаточно привлекательный»,— высказал мнение финансовый аналитик Александр Разуваев.
Изменения касаются только моделей с определенным двигателем, таких как Honda Fit, Suzuki Solio, Mazda Flair и другие. Специалисты, однако, скептически оценивают перспективы японских и европейских автопроизводителей на российском рынке, так как их позиции здесь заняли китайские бренды, которые предлагают недорогие, разнообразные и высокофункциональные модели. Автоэксперт и юрист Дмитрий Славнов считает, что даже если европейские и японские производители захотят вернуться, им придется предложить что-то принципиально новое, чтобы конкурировать с доступными и популярными китайскими автомобилями.
Тем не менее Славнов также предположил, что со временем санкции будут ослабевать, и машины начнут ввозить в страну. Он прогнозирует, что возможные уступки в санкционной политике, отмена пошлин и падение цен могут помочь иностранным автопроизводителям снова привлечь внимание российских покупателей.
Как победа Трампа может повлиять на рынок
Кроме этого, возвращение Дональда Трампа в Белый дом может изменить расстановку сил на мировом авторынке. Как считает политолог-американист Малек Дудаков, Трамп, скорее всего, будет жестче защищать интересы автопрома США, вводя более высокие тарифы на импорт автомобилей из Европы и Китая.
Уже сегодня китайские компании, столкнувшись со 100%-м тарифом на импорт электромобилей в США, ищут обходные пути, планируя строительство заводов в Мексике. Однако Трамп может еще больше усложнить задачу, распространив высокие тарифы и на автомобили мексиканского производства, включая те, что будут выпускаться под китайскими брендами.
Европейский автопром, и без того переживающий непростые времена, также может оказаться под ударом. По мнению эксперта, весьма вероятно, что Трамп попробует развязать тарифную войну между США и Европой, усложнив работу европейских автозаводов.
Однако, как рассказал Дудаков, ходят слухи, что республиканец намерен согласиться на кооперацию с китайским автопромом при условии, если китайцы будут строить заводы на территории США в партнерстве с американскими производителями. Также эксперт отметил, что Трамп будет поддерживать Tesla и Илона Маска, который, в свою очередь, выступает за сдержанный подход в торговых отношениях с Китаем.
Эксперт прогнозирует, что для отечественного рынка возможная жесткая политика Трампа в отношении иностранного автопрома будет означать рост импорта машин с двигателями внутреннего сгорания. Как итог, наша страна может стать одним из ключевых направлений для поставок, что приведет к увеличению доли зарубежных авто с ДВС на отечественном рынке, поскольку другие рынки окажутся для них закрыты.
Кто в России покупает «волшебные» шины за почти 1 млн рублей?
Кресло президента вместо 600 лет тюрьмы: как Трамп победил систему, которая пыталась посадить его